Кросс кантри что это такое


Кросс-кантри (горный велосипед) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 июля 2016; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 июля 2016; проверки требуют 15 правок. Гонщик кросс-кантри

Кросс-ка́нтри (англ. cross-country) — одна из спортивных дисциплин в маунтинбайке (горном велосипеде), гонки по пересечённой местности со спусками, затяжными подъёмами, скоростными и техническими участками. Трасса включает в себя как естественные, так и искусственные препятствия, в настоящее время получают распространение элементы из других экстремальных видов маунтинбайка, таких как даунхилл [1], нортшор и 4х. Трассы мирового кросс-кантри становятся сложнее с каждым годом. Новые трассы появляются каждый год.

Соревнования по кросс-кантри проходят на трассах шорт-трек (длина трассы 2—5 км, обычно 6—10 кругов), классического кросс-кантри (продолжительность гонки от 1:30 до 2 часов, обычно длина трассы 5—9 км, 3—7 кругов), марафона и т.д.

В 1996 году кросс-кантри (в классическом варианте, называемом олимпийский кросс-кантри (XCO)) стало олимпийским видом спорта (единственная из дисциплин маунтинбайка)[2]. Кросс-кантри в силу своей доступности и относительно низкой травматичности — самая популярная дисциплина в велоспорте[3].

Для кросс-кантри обычно используется горный велосипед с прочной и лёгкой рамой (с одной или двумя подвесками), с контактными педалями, позволяющими фиксировать ногу гонщика, с дисковыми или ободными тормозами. На соревнованиях обязательно использование шлема, защищающего голову участника.

Варианты:

  • XCO — классическая гонка (1-2 часа), рекомендуемая дистанция - несколько кругов по 4-6 км, включающих часто сменяющиеся сложные подъёмы и техничные спуски.
  • XCM — марафон (2-8 часов), рекомендуемая дистанция — от 60 до 120 км. Марафоны являются самым массовым видом в маунтинбайке, т.к. могут проходить как по равнинным трассам, доступным участникам любого уровня, так и включать серьёзные подъёмы и горные перевалы.
  • XCE — элиминатор. Гонка на выбывание (1-2 минут), сейчас выведена из состава Чемпионата России
  • ХСС - шорт-трек. Короткая гонка (до 60 минут), несколько коротких кругов (1,5-3 км), рекомендуемая дистаниця всей гонки - 10-15 км

Официальными организациями, представляющими кросс-кантри, являются:

В России популярность кросс-кантри ежегодно растёт, год от года любительские соревнования привлекают всё большее число участников. В разных городах проводится множество любительских гонок, организуемых энтузиастами велоспорта, среди них многоэтапные соревнования на Кубок Velogearance, Кубок «редБайк», Кубок веломарафонов Ленинградской области, соревнования XCO "Кросс-кантри Орехово", Smolensk XC Cup, кубок XCnews и др. Федерацией велоспорта России ежегодно проводится многоэтапный Кубок России, а также чемпионат России по горному велосипеду в дисциплине кросс-кантри. В Крыму ежегодно проводится Крымский МТБ марафон. Это крупнейшая велосипедная многодневная гонка в Крыму. Совокупная дистанция, которую спортсмены преодолеют в Крымских горах - это 250 километров и 8300 метров набора высоты.

В Москве и регионах активно развиваются трассы для проведения соревнований в данной дисциплине. Среди самых известных на данный момент в России: Чулково/Боровской Курган (Московская область), Парк Реадовка (Смоленск), Орехово(Санкт-Петербург), Протвино (Московская область).

Достижениями российских спортсменов в данной дисциплине являются:

  • 3 место Антона Синцова на этапе кубке мира в Швейцарии.
  • два титула чемпионки мира по кросс-кантри среди женщин Ирины Калентьевой, завоёванные ею в 2007 году на чемпионате мира в Шотландии и в 2009 году на чемпионате мира в Канберре (Австралия).
  • титул бронзового призёра XXIX летних Олимпийских игр в Пекине по маунтинбайку (кросс-кантри) Ирины Калентьевой.[4]
  • титул чемпиона Европы в кросс-кантри марафоне, завоёванный Алексеем Медведевым 12 июня 2011 года в Австрии[5].
  • 3 место Антона Синцова на этапе кубке мира в Швейцарии
  • титул чемпиона мира по кросс-кантри в группе U23 Юрия Трофимова, завоёванный им 2 сентября 2005 году на чемпионате мира в Италии.

что это за дисциплина, фото и видео

Кросс-кантри — это спортивная дисциплина в велосипедном спорте. В ней используются горные велосипеды, поскольку гонки проходят по пересеченной местности. Трассы включают в себя спуски, затяжные подъемы, скоростные и технические участки. Препятствия могут быть как естественные, так и искусственные. С каждым годом трассы на мировых соревнованиях по кросс-кантри становятся сложнее и опаснее.

Соревнования проходят на замкнутых кольцевых трассах. Условно их можно разделить на 3 типа:

  • шорт-трек, длина маршрута составляет 2-5 км, гонщики преодолевают 6-10 кругов
  • классические трассы, длина 5-9 км, 3-7 кругов
  • марафоны кросс-кантри, могут длиться 2-8 часов, круги длиннее, чем у предыдущих типов

Таким образом, даже если вы начинающий спортсмен, при достаточной физической подготовке у вас не возникнет проблем в преодолении дистанции. Другое дело, что стиль кросс-кантри подразумевает борьбу за призовые места, чтобы их добиться, нужно постоянно тренироваться, повышая выносливость, скорость и силу.

Варианты соревнований кросс-кантри:

XCO — классическая гонка (1-2 часа)

XCM — марафон (2-8 часов)

XCE — элиминатор. Гонка на выбывание (1-2 минут).

Трассы для кросс-кантри

Трассы кросс-кантри представляют собой нечто следующее:

  • лесные дороги, поля, грунтовые дороги, участки с гравием, много подъемов и спусков, мощеные и асфальтовые дороги не более 15% от всей трассы
  • трассу должна быть полностью проходимой при любых погодных условиях, возможные параллельные секции на легко разрушаемых участках
  • узкие участки трассы чередуются с широкими
  • предусмотрены переходы для зрителей
  • хорошая разметка трассы, с указанием направления движения и опасных участков
  • защитные средства на самых опасных участках (тюки сена, улавливающие сетки)
  • специальные зоны питания и оказания технической помощи
  • маршалы со свистками по всей трассе
  • минимум одна машина скорой помощи
  • правильная разметка зоны старта/финиша

Разумеется, это не полный список требований к трассе и правил кросс-кантри, но дает вполне понятное представление об этой дисциплине.

Гонка кросс-кантри наращивает популярность с каждым годом. Проводятся, как местные любительские соревнования, так и международные. Кросс-кантри также является олимпийским видом спорта с 1996 года.

Организации, которые представляют кросс-кантри:

В России — Федерация велосипедного спорта России

В США — НОРБА (NORBA)

В Европе — Европейский велосипедный союз (European Cycling Union, UEC)

В Мире — Международный союз велосипедистов (Union Cycliste Internationale, UCI)

Велосипед кросс-кантри — что это такое?

Для соревнований кросс-кантри используются горные велосипеды с легкой, но прочной рамой из различных материалов с одной или двумя подвесками. Двухподвес используется реже, так как идет потеря в весе и энергозатратах на раскачку заднего колеса. Также велосипед оснащается контактными педалями, дисковыми или ободными тормозами.

Колеса для кросс-кантри должны быть оснащены прочными, но легкими ободами. Покрышки такие, которые отлично держат дорогу и сохраняют управляемость. Акцент ставится на ширину, вес и протектор.

Что касается руля, вилки и прочих комплектующих для кросс-кантри, то тут ответ прост. Чем легче и надежнее — тем лучше.

Для лучшего усвоения прочитанного материала рекомендуем посмотреть видео с соревнований по кросс-кантри:

Кросс кантри. Трассы и снаряжение. Для начинающих и особенности

Кросс кантри в переводе с английского означает «пересеченная местность». Поэтому под данным термином подразумевается направление в велосипедном спорте, где гонка проходит по пересеченной местности. При этом необходимо отличать cross-country и прогулку на велосипеде по лесному массиву. Трассы для состязаний оборудуются профессионально, с учетом требований, предъявляемых МОК. А для езды по этим трассам требуется особый велосипед, обладающий необходимыми характеристиками. Кроме того, для занятий этим видом спорта нужна хорошая физподготовка, выносливость и быстрота реакции.

Трассы для кросс кантри

Этот спорт относится к разряду экстремальных, и кольцевые трассы для него оборудуются с учетом определенных требований, утвержденных на международном уровне. Они могут быть природными и искусственно созданными, но любая дистанция для кросс кантри должна соответствовать следующим условиям:

  • Содержать лесные и грунтовые дороги, поля, участки с грунтовым покрытием и гравием, многочисленные спуски-подъемы, асфальтированные шоссе (не более 15% общей протяженности маршрута).
  • Обладать хорошей проходимостью вне зависимости от погоды, иметь возможность объезда при разрушении одного из участков.
  • Иметь узкие и широкие участки, сменяющие друг друга, а также оборудованные переходы для зрителей.
  • Разметка должна быть качественной, указывать зоны старта, финиша, направление движения и особенно опасные участки пути.
  • На трассе обязательно размещаются пункты питания и техпомощи, работает машина медпомощи, устанавливаются указатели и защитные приспособления на наиболее опасных отрезках.
  • На всем ее протяжении должны стоять маршалы со свистками.
Типы гонок
Состязания подразделяются на три вида в зависимости от используемой трассы.
  1. Классическая гонка. Подразумевает преодоление 3-6 кругов по трассе протяженностью 5-9 км. Время заезда в этом случае составляет не более 2 ч.
  2. Шор-трек — 6-9 кругов на короткой дистанции. Сюда же относится и гонка на выбывание, которая может длиться буквально несколько минут.
  3. Марафон — заезд на большие дистанции, длящийся 2-8 ч.

Преодолеть трассу под силу практически каждому велосипедисту, имеющему достаточный уровень спортивной подготовки. Однако победу в состязании могут обеспечить только выносливость и систематические тренировки. Однако не следует забывать и про «железного коня» — от него немало зависит в жесткой борьбе, где счет ведется буквально на секунды.

Отличия от горного велосипеда

Велосипед кросс кантри относится к разновидности горного. Однако он имеет существенные отличия, обеспечивающие ему легкость, динамичность, хорошую проходимость и высокие скоростные показатели на сложных трассах с агрессивным стилем езды.

Классические горные байки предназначены только для езды по бездорожью и подъему вверх по склонам, поэтому они зачастую тяжелые, мало маневренные и не способны развивать большие скорости. Агрегат для кросс кантри сделан специально для скоростной езды по неровной поверхности, для преодоления препятствий, прыжков и т.п. Поэтому посадка у него ниже, чем у горного байка. Однако на таком велосипеде весьма проблемно подняться в гору.

Типов таких велосипедов немало, но основных можно выделить три:
  1. Даунхилл — агрегат для скоростного спуска с горных склонов. Они оснащаются тормозами большой эффективности, что позволяет им быстро остановиться перед препятствием.
  2. Фрирайд — применяется как для спуска, так и для подъема.
  3. Ол-маунтин — предназначен для передвижения вне дорог.

Поскольку кросс кантри относятся к семейству горных байков, они обладают всеми их преимуществами. Все плюсы, имеющиеся у горных велосипедов, есть и у них. Однако первые считаются более безопасными, хотя на практике это качество зависит от конкретного агрегата.

Как выбрать байк

Трассы для состязаний очень сложны и специфичны, поэтому к выбору велосипеда следует подходить грамотно. Правильно подобрать «железного коня» помогут некоторые рекомендации:
  • Для преодоления трудных участков маршрута лучше подойдет велосипед с легкой, но прочной рамой, например, алюминиевой или карбоновой. Тяжелые конструкции для данной дисциплины не подходят.
  • Следует оценивать форму и конструкцию рамы — она должна обеспечивать правильное расположение ездока в седле и равномерное распределение веса тела на руки и ноги.
  • Двигаться быстрее и сократить время прохождения трассы помогут одна или две подвески – при втором варианте байк больше весит, однако становится более проходимым и не теряет при этом скоростных характеристик.
  • Колеса с легкими ободами и покрышки средней ширины с хорошим протектором обеспечат лучшую сцепку с поверхностью, в том числе при плохой погоде. Слишком узкие или широкие покрышки усложнят прохождение трассы, особенно на участках грязи или песка. Важен также и размер колес: чем он больше, тем выше проходимость. Поэтому оптимальный размер для колеса кросс кантри — 29 дюймов.
  • Особое внимание следует уделить рулю, амортизированной вилке и прочей оснастке — их надежность не должна вызывать сомнений. Передняя вилка обычно комбинированная (воздушно-масляная), имеет хорошую сопротивляемость и возможность блокировки. Ее короткий ход обуславливает хорошую скорость, а длинный обеспечивает высокую проходимость на бездорожье.
  • Трансмиссия должна иметь большой скоростной диапазон — это обеспечит преодоление трассы за малое время. А большое число скоростей поможет взять участки с подъемами.
  • Желательно наличие контактных педалей — оно облегчает выполнение вращательных движений и помогает сэкономит время.
  • Показатель качества байка для кросс кантри — это его цена: действительно хороший велосипед для данной дисциплины не может дешево стоить.
Снаряжение велосипедиста

В дисциплине кросс кантри скорость — главный показатель, поэтому снаряжение не должно утяжелять и снижать показатели аэродинамики гонщика.

На трассе спортсмену необходимы:
  • Легкий шлем с отверстиями для вентиляции.
  • Очки.
  • Обтягивающая велосипедная футболка и шорты.
  • Велоперчатки.
  • Рюкзак.
  • Обувь с шипами для контактных педалей.

Для прохладной погоды предусмотрены тер­мо­бель­е, ве­лосипедная куртка и брюки.

Пять ошибок начинающих гонщиков

Многие из тех, кто решил сделать первые шаги в велоспорте, выбирают кросс кантри. Ведь если мой друг так может, то и я могу. И зачастую делают множество ошибок из-за недостатка информации или переоценки собственных возможностей.

Вот основные заблуждения новичков:
  • «Все зависит от велосипеда». Абсолютно неверное мнение. Масса, материал изготовления и оснащение байка важны, но едет он не сам — им управляет гонщик. Поэтому решающую роль играют навыки и физическая подготовка спортсмена. История знает примеры, когда человек на примитивном агрегате добивался блестящих побед.
  • «Технику даунхилла и велотриала осваивать не обязательно». Не следует забывать, что в кросс кантри принципиальное значение имеет техника управления байком. А на трассе обязательно попадутся трамплины, затяжные и сложные подъемы и другие многочисленные преграды. Поэтому владение навыками из смежных дисциплин станет гарантией получения хороших результатов в гонке.
  • «Другие могут, смогу и я». Свои возможности лучше не преувеличивать, чтобы не потерять сознание прямо на маршруте. А такие случаи нередки. Лучше начинать с малого и простого, регулярно тренироваться и нарабатывать навыки и опыт. А почувствовав на дистанции упадок сил, лучше не превозмогаться.
  • «Еда и вода на состязаниях ни к чему». Тем, кто так думает, следует еще раз прочитать пункт о потере сознания на трассе. Конечно, во время гонки кушать не стоит да и не получится, а вот перед ней как следует подкрепиться обязательно надо. Да и после заезда необходимо перекусить и желательно пищей с высоким содержанием углеводов. Про воду не стоит и говорить — потерю жидкости в организме нужно восполнять. В жаркую погоду это может даже жизнь спасти.
  • «Экипировка не важна». Как раз-таки наоборот. Одеться не по погоде — значит, получить тепловой удар или обморожение конечностей. Лучше приобрести специальную велосипедную одежду — она изготовлена из особой ткани, быстро сохнет, а ездить в ней немного удобнее, чем в свитере. То же касается и снаряжения. Жарким солнечным днем черный шлем без вентиляции сыграет плохую службу. Перед тем, как покупать тот или иной аксессуар, лучше посоветоваться со своим тренером.
Похожие темы:

Что такое кросс-кантри - Обзоры велосипедов

Многим из тех, кто всей душой любит велоспорт, однажды начинает надоедать просто катать по городу, улицам и паркам. И тогда наступает время усовершенствовать свои навыки и с головой уйти в новое увлечение – экстремальное катание. Среди необычных стилей езды особое место занимает кросс-кантри. Именно с этого вида спорта начинали многие вело-экстремалы. Что же такое кросс-кантри, чем он отличается от других стилей, и как правильно тренироваться?

В переводе с английского дословно cross country означает «пересеченная местность». Соответствующее название имеют и велосипеды, предназначенные для этой экстремальной дисциплины, которая может стать хорошей базой для тех, кто только осваивает горный велосипед. Этот вид спорта представлен на Олимпийских играх (с 1996 года), поэтому сегодня он весьма популярен среди современных фанатов вело-экстрима.

В наличии детские велосипеды с доставкой до вашего региона! Большой выбор. Гарантия лучшей цены.

Стиль езды кросс-кантри

ХС (сокращенное и немного переиначенное от cross country) – это езда по максимально пересеченной местности, которая может включать, как естественные, так и искусственные препятствия:

  • крутые спуски
  • затяжные подъемы
  • песок
  • неровности
  • камни
  • бревна
  • грязь
  • небольшие холмы
  • корни
  • выбоины

Обладатель горного байка из небольшого райцентра, конечно, может возразить, что такое кросс-кантри возможно и на улицах его города, особенно когда наступает осень и дожди. На самом деле, трассы для тренировок в этой дисциплине составляют около шести-семи километров, и пройти даже небольшой участок по такому бездорожью совсем не просто, так как мало-мальски неверное или неудачное движение может привести к падению. Именно поэтому вам понадобятся не только сильные ноги и «закаленная» сердечнососудистая система, но крепкие нервы, быстрая реакция и острый ум. Такая езда отлично развивает выносливость, оттачивает рефлексы в управлении горным велосипедом, предназначенным для кросс-кантри.

В наличии детские велосипеды с доставкой до вашего региона! Большой выбор. Гарантия лучшей цены.

Первые соревнования по кросс-кантри прошли в 1976 году в США. Стоит отметить, что XC – не просто расслабленная езда по пересеченной местности (хотя, конечно, никто не запретит вам кататься в этом стиле для своего удовольствия), это стрессовая гонка, соревнование на скорость или на количество пройденных кругов.

Соревнования по кросс-кантри бывают трех видов:

  • марафон (более легкая, но длинная трасса, по времени от 6 до 12 часов)
  • классическая трасса (длиной 5-9 км, примерно два часа езды)
  • кольцевой шорт-трек (до пяти километров, 6-10 кругов)

Состязания проводятся в разные времена года, благодаря чему участники имеют возможность «прокачать» свои навыки на самых разных рельефах. Тренировки можно проводить в парках, лестной местности, и везде, где есть бездорожье, а также на «официальных», заранее проложенных трассах. Кроме того, профессиональные кросс-кантрийщики, чтобы иметь хорошую физическую форму, дополнительно занимаются аэробными видами спорта, например, бегом, лыжами, плаванием, а также силовыми нагрузками, ведь часто на подъемах им приходится ехать стоя.

В наличии детские велосипеды с доставкой до вашего региона! Большой выбор. Гарантия лучшей цены.

Предпочтительно, если велосипед для кросс-кантри будет с прочной алюминиевой (или карбоновой), в общем, легкой рамой. Чтобы нивелировать весь дискомфорт при езде по камням и ухабам, вилка на байке должна быть качественной, амортизационной. Покрышки должны быть не очень широкими, но прочными, легкими и с грубым протектором. Многие предпочитают для хорошего XC двухподвесы и обязательно контактные педали. И, конечно же, кросс-кантри – это стиль езды, требующий надежной защиты, особенно наличия шлема. Регулярная проверка технического состояния велосипеда – также важная часть этого вида спорта.

Чем отличается горный велосипед от кросс-кантри

Горный велосипед, часто ещё называют маунтинбайк это средство передвижения по горам, неровным поверхностям, там, где дорог нет вообще или практически нет. Понятие «горный велосипед» очень широкое и включает в себя сразу множество моделей  и видов транспортных средств. Так или иначе, любой велосипед, который может ездить по бездорожью является горным.

По назначению они бывают следующих видов: даунхил, фрирайд, кросскантри, фристайл и пр. Большая часть велосипедов на нашем рынке не относится к этим узким категориям, а предназначено просто для езды по горам. Человек уже сам выбирает свой стиль и подбирает под него велосипед.

Основные отличия

Кросскантри это особый вид горных велосипедов. Он отличается лёгкостью, динамичностью, способностью развивать высокую скорость. Само название, подсказывает, что такие велосипеды должны не ездить, а летать по горам. Их утончённая конструкция подразумевает агрессивный стиль вождения и преодоления препятствий.

Кросскантри

Обычный горный велосипед может быть тяжёлым, медленным, не поворотливым. Его основная миссия это преодоления бездорожья, а как не важно. Кросс кантри велосипед, сделанный ради быстрой езды по неровной поверхности. Это специальный, особый вид горного велосипеда, предназначенный для строго определённых целей.

На кросс кантри трудно самому подняться в гору. Это спортивный велосипед, который нужен для преодоления препятствий, например прыжка через кустарник. Подъём по крутому склону ему будет выдержать сложнее, чем езду по поверхности с большим количеством неровностей. Кросс кантри легко преодолевает преграды на ровной поверхности, а горный велосипед создан для подъёма по склону.

Обычный горный велосипед

Вообще кросс кантри это гонки по горному склону со всеми возможными препятствиями, в том числе подъёмами и спусками. Это спортивный велосипед. Трасса для преодоления включает в себя не только естественные, но и искусственные преграды. Задача велосипедиста преодолеть их на большой скорости за максимально короткий срок.

Вид спорта – кросс кантри

Соревнования по этому виду спорта происходят на трассах для шорт-трека. Он является зимним видом спорта и включён в программу Зимних Олимпийских игр. От этого трасса получается переполненной самыми разнообразными сложностями. Гонка длится полтора или два часа. Всего нужно преодолеть 3-7 кругов на трассе, при её длине 5-10 км.

Особенности горных велосипедов

Обычные горные велосипеды созданы для преодоления сложных склонов. Но они создавались для обычного преодоления трудностей, а не быстрого. Их колёса больше, а сам велосипед массивнее. Правда есть исключения. Кросс кантри сами по себе являются горными велосипедами, поэтому включают в себя все их достоинства. Трудно выделить в горном велосипеде положительную черту, которой нет у кросс кантри. Пожалуй, только безопасность, но велосипед велосипеду рознь.

У кросс кантри более низкая посадка, чем у горного велосипеда. Это нужно для более активной езды. Типов горных велосипедов существует много. Даунхил это скоростной спуск с гор. Они отличаются мощной тормозной системой, которая обеспечивает лёгкую остановку транспортного средства перед препятствием. Фрирайд можно использовать не только для спуска, но и для подъёма. Существует стиль олмаунтин, который специализируется для езды вне дорог.

Велосипед кросскантри

Каждый из этих стилей горных велосипедов имеет какие-то черты, которые позволяют ему выполнять свои функции. Кросс кантри это один из многочисленных видов горных велосипедов. Он предназначен именно для спортивного преодоления препятствий. Ехать на нём нужно не только быстро, но и красиво.

Остальное зависит от конкретного вида велосипеда. Горный велосипед очень широкое понятие. Сюда можно включить и тяжёлые машины, предназначенные для прохода по непроходимой местности и лёгкие тягачи, которые нужны для подъёма в гору по крутым склонам. Выбор велосипеда зависит от того, что именно человек собирается делать в горах.

Горный велосипед

Кросс кантри дорогой велосипед. При его производстве используется сложные карбоновые рамы, которые улучшают качество велосипеда. Остальные виды создаются на базе более дешёвых элементов. Это заставляет говорить о ещё одном важном отличии – цене. Нормальный маунтинбайк можно купить за 1000-2000 долларов США, кросс кантри будет стоить 2500. Чем более новая и совершенная модель, тем она дороже.

Резюме

В нашей стране кросс кантри занимается команда профессионалов. Ежегодно проводятся марафоны, создаются искусственные трасы для преодоления. Это целый вид спорта, где задействована масса людей, включая медиков следящим за состоянием спортсменов. В нашей старне производят велосипеды кросс кантри, но самые сильные спортсмены предпочитают использовать зарубежные.

Маунтинбайк это тоже вид спорта, но далеко не каждый поход в гору на велосипеде имеет спортивную подоплёку. Уже одно то, что горный велосипед потому и называется горным, что требует использования в естественных условиях, а кросс кантри может быть использован на искусственной трассе, показывает их отличия. Кросс кантри это целая спортивная религия, горный велосипед более общее понятие, включающее в себя очень много видов и подвидов велосипедов, различающихся между собой.

что это такое? Лучшие профессиональные двухподвесные и другие модели. Как их выбрать для начинающих?

В нашей жизни велосипеды присутствуют с самого раннего детства, просто с возрастом меняется их функциональность и дизайн. Те, кто серьезно увлекается велосипедным спортом, могут похвастаться своими достижениями на горном или гоночном варианте этого транспорта. Велосипед для кросс-кантри может позволить купить себе каждый желающий.

Что такое кросс-кантри?

Такое название имеет вид спортивных гонок на горном велосипеде по пересеченной местности. Трасса содержит естественные преграды и намеренно созданные препятствия, крутые подъемы и затяжные спуски. Чем она сложнее, тем интереснее процесс прохождения.

Кросс-кантри относится к экстремальным видам спорта и официально включен в программу Олимпийских игр с 1996 года.

Чтобы участвовать в соревновании, нужно иметь хорошую физическую форму, опыт, мгновенную реакцию и выносливость, а также обязательно наличие соответствующего велосипеда. Кросс-кантрийный транспорт должен уметь преодолевать:

  • длинные, трудные подъемы;
  • опасные спуски;
  • виражи на поворотах;
  • кочки, выбоины, пригорки;
  • песок, воду, грязь, камни;
  • скоростные участки трассы;
  • отрезки с применением резкого торможения.

В целом чтобы добиться успехов в этом виде спорта, необходимо иметь хорошую подготовку и надежный, универсальный велосипед.

Особенности велобайка

Для кросс-кантри подходят горные велосипеды. Их главная задача – передвижение по пересеченной местности. Особая конструкция отличает их от обычного прогулочного велика. Специальные амортизаторы смягчают даже самые незначительные неровности, надежные трансмиссии работают в любую непогоду, а дисковые тормоза никогда не подведут.

Маневренность и высокую проходимость обеспечивает легкая и прочная рама. Выполнена она чаще всего из алюминия переменного сечения либо карбона. Однако есть модели и со стальными рамами. Нельзя сказать, что они плохие, но это добавляет им вес, влияя на подвижность и прочность основы – жесткого треугольника. Именно на нем держится вся конструкция.

Особое строение рамы предполагает движение при активном наклоне вперед. Принимая эту позу, общий вес тела и нагрузка равномерно распределяется на руки и ноги. Велосипед для кросс-кантри должен иметь переднюю вилку с ходом около 10 см для обеспечения высокого сопротивления и возможности блокировки. И хотя эта деталь увеличивает разгон байка, преодолевать препятствия становится намного легче.

Колеса велосипеда должны иметь легкие и прочные ободья. Покрышки, которые имеют идеальное сцепление с покрытием, ширину 1,7-2 дюйма и небольшой вес – идеальный выбор для начинающего кросс-кантрийщика.

Дополнительные элементы экипировки

Так как соревнования кросс-кантри связаны с опасными спусками и другими факторами риска, не стоит забывать о защите головы.

Надежный и качественный шлем – обязательный атрибут велогонщика.

Контактные педали – это отличительная деталь профессионального экстремального велосипедиста от простого любителя. Вовремя не отстегнутый фиксатор педали может послужить причиной травмы при неудачном падении. Этим аксессуаром пользуются лишь опытные велогонщики или на несложных трассах.

Виды

Велосипеды для кросс-кантри условно можно разделить на две группы: 2-подвесные и хардтейлы. Четкого мнения по поводу того, какой из них наиболее управляем в условиях бездорожья, нет. У каждой модели есть свои недостатки и преимущества.

Двухподвесный обладает такими качествами:

  • устойчивость;
  • управляемость в условиях бездорожья;
  • более комфортное положение во время езды;
  • массивная конструкция;
  • отличная двойная амортизация, которая обеспечивает плавный ход велосипеда.

Хардтейлу присущи такие особенности:

  • отсутствие заднего амортизатора;
  • подходит для езды по относительно ровным трассам;
  • жесткая рама способствует быстрому набору скорости;
  • возможность негативного воздействия на позвоночник из-за чрезмерной вибрации;
  • доступная цена и обслуживание.

В любом случае следует помнить: хороший горный велосипед не может быть дешевым. Вместе с ценой возрастает его функциональность и уровень оснащения.

Технические нюансы

Совокупность длин всех труб и углов, находящихся между ними – это геометрия рамы. Именно она задает позицию на велосипеде и непосредственно влияет на технические характеристики транспорта. Педали, переключатели, колеса, вилки – все это, безусловно, тоже важно, но не настолько.

Новички кросс-кантри, выбирающие транспорт для себя, часто ориентируются только на его ростовку, не придавая значения таким параметрам, как пропорции рамы, углы или длины других трубок. Чтобы выбрать удобный велосипед, нужно ориентироваться на уровень сложности трассы.

А в целом следует обратить внимание на ряд аспектов.

  1. Угол рулевой колонки. Предпочтительнее, чтобы он был как можно острее.
  2. Длина базы конструкции. Для хорошего дорожного покрытия подойдет короткая база. Длинная основа нужна для преодоления экстремальных трасс со сложными препятствиями. Она создаст дополнительную амортизацию.
  3. Передний треугольник. Это расстояние между сиденьем, рулем и углом верхней рамы. Чтобы управлять велосипедом в условиях пересеченной местности, оптимальным вариантом будет длина больше среднего.
  4. Вынос руля. От его длины зависит положение велосипедиста в седле. Преодолевать тяжелые участки пути в сидячем положении будет проблематично. Поэтому чтобы перенести центр тяжести на переднюю часть велосипеда, нужно будет приподниматься и делать упор на руль. С коротким выносом руля делать это будет гораздо удобнее.
  5. Короткие задние перья помогают легче преодолевать препятствия, дергая велосипед на себя.
  6. Для дополнительной защиты от препятствий кареточный узел должен находиться выше, чем, например, у дорожного велосипеда. Его расстояние от земли должно быть таким, что позволит оптимальное движение по пересеченной местности, не задевая при этом элементами транспортного средства проезжаемые преграды.

Общее сочетание всех этих факторов оказывает прямое влияние на поведение велосипеда на трассе.

Рейтинг лучших моделей

Ежегодно по всему миру проходят соревнования по экстремальной езде на велосипеде. По их результатам и определяется уровень приоритетности. Рассмотрим пятерку лучших профессиональных кросс-кантрийных моделей, по мнению профессионалов.

  1. Cannondale Scalpel – велосипед практически не имеет недостатков, кроме высокой стоимости. Двухподвесная модель с интегрированным рулем, 29-дюймовыми колесами и 20 режимами скорости.
  2. Scott Spark RC 900 – участник и победитель самых престижных соревнований. Имеет 2 подвески, роторные тормоза и ободья колес 24 мм.
  3. BMC Fourstroke 01 ONE – укомплектован оригинальными покрышками Continental, отличающимися своей прочностью. Преимущество перед соперниками обеспечат 22 скорости и гидравлические тормоза.
  4. Cube Reaction C: 62 Race 29 – относительно новая, но уже популярная модель. Допустимый ход вилки – 100 мм, гидравлический тормозной диск диаметром до 180 мм.
  5. Forward Agris 27,5 2,0 disc – при сравнительно небольшой стоимости он оснащен комплектующими от известных мировых производителей. К примеру, HardTail – изготовитель рамы, а тормозная установка Shimano никогда не подводят владельца.

Что выбрать для начинающего?

Прежде всего нужно определиться, на каких трассах будет использоваться данный вид транспорта. От этого зависит как общая укомплектованность, так и конкретные детали.

  • Резина. Сейчас актуальный размер – 27, 5 и 29 дюймов.
  • Рама. Должна быть легкой и прочной. Алюминий будет идеальным вариантом и для женской, и для мужской модели.
  • Трансмиссия. Лучше всего, если она будет кассетная – это увеличит срок ее службы.
  • Передняя вилка только с монолитными «штанами» – никакой сварки. Кнопка блокировки амортизации будет приятным и необходимым бонусом.
  • Ободья. Только двойные, иначе колеса долго не прослужат.
  • Переключатели скоростей. На них экономить не стоит, поскольку от их работы зависит функциональность конструкции.

Если выбор пал на известную модель, то придется дополнительно раскошелиться.

В следующем видео представлен обзор кросс-кантри велосипеда для гонок за разумные деньги.

Кантри-кросс

Несмотря на то, что Международной мотоциклетной организацией кантри-кросс признан самостоятельной дисциплиной, он очень схож с эндуро, и единственным отличием от него считается отсутствие в этом виде спорта цивилизованных дорог, где мотоциклы могли бы двигаться, не испытывая никаких проблем и не встречая на пути препятствий. Тут наоборот, чем сложнее, тем лучше, и трасса для состязаний по кантри-кроссу специально готовится таким образом, чтобы озадачить спортсменов по максимуму наличием целого ряда трудностей без всяких поблажек.

Развитие кантри-кросса происходило практически одновременно и параллельно с эндуро. И это неудивительно, ведь тот является в какой-то мере платформой для многих направлений, получивших активное распространение на рубеже 20-21 веков.
Кантри-кросс представляет собой гонку строго по пересечённой местности с чётким проложенным маршрутом, где участникам соревнований приходится сталкиваться с различными преградами и демонстрировать индивидуальное мастерство на отрезках пути, в которых необходимы скоростная манёвренность и технически грамотное исполнение. Основной задачей пилота в этой дисциплине считается преодоление подавляющего в сравнении с другими гонщиками числа кругов, составляющих дистанцию. На всё спортсменам даётся 90 минут, при том, что длина круга составляет от 4 до 8 км, напичканных всевозможными "сюрпризами" естественного и искусственного происхождения.


Для заездов в кантри-кроссе используются кроссовые мотоциклы и двухколёсные агрегаты класса эндуро. Регламент состязаний, как правило, не предусматривает ограничений относительно уровня профессионализма каждого из желающих зарегистрироваться на тот или иной турнир. Дистанцию с одинаковой радостью и спортивным азартом осваивают как суровые "волки" мотоциклетных баталий, прошедшие огонь и воду, так и те, кто только начинает свой путь к зениту славы, но не уступает именитым коллегам в стремлении к победе.

Традиционно трасса кантри-кросса включает в себя следующие участки с набором элементов разной степени сложности: отрезок для мотокросса, в котором преобладают причудливые виражи, головокружительные трамплины и высоты; отрезок для ралли предполагает наличие дорог с грунтовым и песчаным покрытием; отрезок для эндуро не изменяет себе в труднопроходимых территориях с поваленными брёвнами, узкими тропами, по каким и пешему-то пройти непросто, крутыми подъёмами, взобраться на которые с первой попытки удаётся далеко не всем, и захватывающими дух спусками. Учитывая, что преграды повторяются на протяжении кругов дистанции снова и снова, потерять время, преодолевая любую из них, достаточно легко. Поэтому превосходство здесь зачастую весьма условное, и лидеры могут меняться после каждого пройденного витка.

Стоит упомянуть о правилах старта в данной дисциплине. Существует два варианта, обязывающие пилотов к беспрекословному подчинению. Ле-Ман подразумевает одиноко стоящие у стартовой черты мотоциклы с выключенными двигателями и гонщиков, ожидающих сигнала к началу соревнований недалеко от своих машин. Услышав его, спортсмены бегут к мотобайкам, заводят их и уходят на покорение трассы. Вариант с заглушенным двигателем отличается от первого тем, что тут пилоты уже сидят в сёдлах мотоциклов, и только после команды "Марш!" заставляют агрегаты проснуться, чтобы начать борьбу друг с другом.
Самым крупным зарубежным турниром по кантри-кроссу принято считать "Cross-Country Rallies World Championship". В России таковым является ежегодный Кубок "Экстрим-спорт", куда спешат попасть десятки гонщиков со всей страны за эмоциями, впечатлениями и, разумеется, победой.

Что такое Кросс Кантри (Cross Country) в велоспорте? − veloman.by

Кросс Кантри (Cross Country) или «ХС» как часто эту дисциплину называют в народе — это достаточно молодой вид велоспорта, его можно отнести в категорию «гоночная дисциплина».

Эти самые гонки как правило проходят в разное время года, по трассам проложенным по пересечённой местности. Трасса изобилует крутыми спусками и подъемами, опасными участками с корнями, резкими поворотами, бродами, присутствуют даже беговые участки, где проехать могут далеко не все. В кросс- кантри используются как естественные преграды, так и искусственные. Снег, дождь и грязь — не повод отмены соревнований, напротив, это и есть кросс кантри! В классическом варианте длина трассы 5 — 9 км (3-7 кругов) время соревнований 1,5 — 2 часа.

Вообще существует много вариантов гонки, но самые распространенные XCO — классическая гонка (1-2 часа), XCM — марафон (6-12 часов), XCE — элиминатор или гонка на выбывание (3-6 минут).

Плохо подготовленному «байкеру» не стоит рисковать, на трассе часто случаются падения и «полеты». Поэтому тренировки «кросс кантрийщиков» очень серьёзные и чётко спланированные. В этом виде спорта нужны не только сильные ноги, но и крепкие руки, хороший пресс и сильная спина.

Конечно, очень важно правильно выбрать велосипед для кросс — кантри. Одним из главных критериев является вес, велосипед должен быть легким и прочным, двух или одна подвесной, лучше с дисковыми тормозами. Гонщики катают на контактных педалях и обязательно в шлеме. Посадка на велосипеде в меру низкая. Покрышки — это еще один важный элемент которому стоит уделить внимание, ширина 1,75- 2.0, грубый рисунок протектора. 

Сегодня направление кросс-кантри становится очень популярно среди велосипедистов-любителей. Во многих городах проложены трассы и проводятся регулярные соревнования. В Минске есть траса №62 на которой проходят соревнования по крос-кантри.

Трасса №62 в Минске

Так же к кросс-кантри можно отнести и байк — марафоны. Они тоже проходят по пересечённой местности, но с меньшим количеством сложных участков, что компенсируется протяжённостью дистанции, например в 60−80км и больше. В Беларуси ежегодно проводятся марафоны в Налибоках.

Если вы решили заняться кросс — кантри, обязательно проверьте и подготовьте свой байк, а так же себя — это не легкий вид спорта, но очень захватывающий!

Легкоатлетический кросс — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 сентября 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 сентября 2018; проверки требуют 2 правки. Соревнования по кроссу в Миннесоте

Бег по пересечённой местности, или кросс (сокращение от англ. cross country race или англ. cross country running, кросс кантри рейс или кросс кантри раннинг — «бег по пересечённой местности») — одна из дисциплин лёгкой атлетики.

Трасса кросса не имеет жёсткой международной стандартизации[1]. Обычно трасса проходит по пересечённой местности в лесной зоне или на открытом пространстве. В качестве покрытия может выступать травяное или земляное покрытия. Трасса дистанции должна быть ограждена яркими лентами с двух сторон, для отделения спортсменов от зрителей. На крупных международных соревнованиях вдоль лент дополнительно устраивают коридор шириной 1 метр. В этом промежутке располагаются организаторы соревнований, тренеры, фотографы и журналисты. Соревнования обычно проводятся осенью и зимой. Кросс может проходить в суровых погодных условиях, таких как дождь, ветер, мокрый снег.

Длина трассы обычно составляет от 3 до 12 километров. На старте всех участников располагают в линию или дугу. На расстоянии 50 метров от линии старта судья с помощью выстрела пистолета даёт старт забега. Если произошло столкновение бегунов или массовое падение на первых 100 метрах дистанции, то организаторы обязаны остановить забег и дать старт повторно.

Согласно ИААФ, «сезон соревнований по кроссу обычно проходит в зимние месяцы после окончания основного легкоатлетического сезона».

Родиной кросса является Англия. История бега по пересечённой местности началась с игры заяц и собаки. Суть игры состояла в том, что один бегун или группа бегунов бежала и бросала на землю кусочки бумаги, а вторая группа должна была бежать за ними по следу от разбросанной бумаги. Первые официальные соревнования по кроссу состоялись в школе по регби в 1837 году. Национальные первенства стали проходить с 1876 года. На первый чемпионат вышло 32 бегуна, но позже забег признали недействительным[2].

В качестве официальной дисциплины кросс проводился на олимпийских играх 1904, 1912, 1920 и 1924 годов. Наиболее известным бегуном того времени был Пааво Нурми, который выиграл четыре золотые олимпийские медали из девяти именно в кроссе.

Кросс-кантри и велосипед для этого

{ ArticleToC: enabled=yes }

Загадочное понятие «кросс-кантри» привлекает необычностью, но не менее таинственна его суть, которая в него вложена: редко кто знает, как им занимаются. Зная о кросс-кантри понаслышке, его считают легкомысленным занятием, которое подходит для экстремалов.

Почему же тогда разновидность маунтинбайка в 1996 году включили в программу Олимпийских соревнований?

Что же собой представляет кросс – кантри

Спорт это для сильных телом и твердых духом, в основе которого лежат не загородные поездки с друзьями, а преодоление пересеченной местности, т.е. эта гоночная дисциплина, требующая нечеловеческих усилий от тех, кто хочет добиться успеха.

От кантрийщика требуется, чтобы он пребывал в отменной физической форме, необходимой для изнурительных тренировок. Просто ездить на байке велосипедисту недостаточно, как и отличаться только выносливостью или только уметь разгоняться до значительной скорости. Кросскантрийщику нужно сочетание перечисленных качеств. Только тогда он добьется максимальных высот.

Чтобы пройти дистанцию кросс – кантри понадобится тренироваться на протяжении месяцев. Для успеха мало одних сильных ног. Намного важнее для кросс – кантри смекалка спортсмена, отточенная техника и навыки, требующиеся для «правильного» прохождения дистанции. Для этого составляется схема тренировок. Она сильно отличается от других спортивных дисциплин.

Для тех, кто стремится к победе в состязаниях, важно заставить мускулы и сердце гармонично работать, т.е. направлены тренировки на создание баланса между сердечнососудистой деятельностью и функционирование мышц.

Исходя из этого, и составляется схема каждой тренировки:

  • чтобы организм научить, как поглощать кислород правильно и разносить его по мышцам, спортсмену нужны аэробные нагрузки, которыми являются простые поездки на велосипеде по пересеченной местности. Высокая скорость не нужна для кросс-кантри, главное — научиться, не уставая, ездить продолжительное время;
  • нужны и тренировки силовые, т.е. езда на подъемах стоя и сидя, приводящая к росту мышечной массы и развитию силы, необходимой для того, чтобы вращать педали;
  • без скоростных тренингов то же не обойтись. Благодаря им, удается объединить результаты, чтобы получить в итоге приличную скорость, что невозможно без отточенной техники педалирования. Для успешного прохождения трассы оптимальной частотой считается та, которая лежит в диапазоне 80-90 об/мин.

Порядок проведения кросс-кантри

Самыми титулованными кросс-кантри считаются Олимпийский ХС. Их проводят на трассах кольцевых и шорт-треках – дорогах классических для кросс-кантри. Протяженность последних достигает 5-9 км, кольцевых — не больше пяти километров.

Марафонская трасса отличается от классической: она протяженнее, но намного легче, т.е. протяженность компенсируют наличием участков пониженной сложности, на которых серьезные препятствия отсутствуют.

Схемы соревнований

Состязания по кросс-кантри проходят по одной из приведенных ниже схем:

  • гонка на число пройденных кругов;
  • на меньшее время.

Отличаются состязания кросс-кантри и по продолжительности:

  • до 2 часов длятся классические гонки;
  • продолжительность марафона – 6-12 часов;
  • элиминатор – гонка на выбывание (самая короткая из гонок) продолжающаяся всего 10 минут или меньше.

Принцип финиширования у кросс-кантри тоже другой, чем у классического спорта: после достижения финишной черты лидером, гонку прекращают все участники, независимо на каком этапе трассы они находятся. Благодаря такому принципу, финишировать кросс-кантри удается с «хорошим» временем, близким к лидерскому, даже слабым спортсменам (визуально так это выглядит). Реальный результат намного хуже, особенности, на участников снижено психологическое давление.

О распространенной разновидности кросс-кантри — триатлоне

Это особый вид состязаний – разновидность кросс-кантри, использующая его маршрут.

Составляют триатлон три спортивные дисциплины:

  • плавание;
  • кросс-кантри;
  • бег.

Из истории кросс-кантри триатлона

Корни триатлона прослеживаются во Франции, где в 20-е годы прошедшего столетия проводили «Les Trois Sports» — состязания, включающие бег на 3 километра, велосипедную гонку (12 км) и вплавь пересечение канала Марне.

В 70 годы полноценные гонки проходили в Южной Калифорнии, где основали клуб, в котором тренировались вместе велосипедисты, пловцы и бегуны. В последствие совместные тренинги переросли в триатлон Mission Bay, считающийся прообразом современного триатлона короткого.

Впервые состязания прошли в 1974 году: днем основания кросс-кантри считается 25 сентября. Современная дистанция включает: заплыв на 1,5 км, 40 – километровый кросс-кантри и забег на 10 км.

Официально, годом принятия кросс-кантри в когорту олимпийских видов, считается 2000, когда состоялись олимпийские состязания по триатлону в Сиднее. Ежегодно проходит Кубок Мира по триатлону в закрытых помещениях, зимнему, а также по дуатлону.

Идеальный кросс-кантри байк: какой он

Однозначного ответить не сможет даже опытный специалист, занимающийся велопродажами: не потому, что ограничен ассортимент байков, а в силу того, что каждый, кто принял решение серьезно заниматься кросс-кантри, предъявляет свои требования к функциям «железного коня», тормозам, материалу рамы и пр.

Тем не менее, несколько советов пригодятся:

  • обращать внимание следует на вес байка: чем меньше он, тем маневренней велосипед. На легком байке легче ехать, он проще в управлении, поэтому рассматривать рекомендуется модели с рамами из композита, карбона и алюминия;
  • качество обоих амортизаторов (у двухподвесных моделей) или только переднего важно, поэтому на этом нельзя экономить: низкого качества амортизатор легко подведет в момент, от которого зависит судьба гонки;
  • покрышки у байка для кросс-кантри не должны быть узкими, но обязательным требованием является для них гибкость и прочность, что обеспечивает сцепление с покрытием дороги;
  • на ободах и спицах экономить нельзя. Для кросс-кантри признаны лучшими обода профильные и двойные. Взяв спицы по большой цене, т.е. высокого качества, вы уменьшите нагрузку на обода, чем продлите их срок службы;
  • если начинающий спортсмен планирует продолжительные поездки, контактные педали облегчат ему участь, повысив продуктивность езды и оптимизировав выносливость спортсмена;
  • немаловажно снаряжение для кросс-кантри: шлем для головы и защита — обязательные аксессуары. Защиту рекомендуется использовать на тренировках, а не только во время соревнований.

Велосипедистов разделить можно на две группы — двухподвесы и хардтейлы. Для начинающих, считают эксперты, подходят байки двухподвесные, отличающиеся плавным и мягким ходом, который возможен благодаря двум амортизаторам. Но, стоимость подобных байков для кросс-кантри выше, чем стоят те, у которых функции аналогичные, но один амортизатор.

Кросс-кантри считается спортом экстремальным, которым увлекаются «отчаянные головы», но стоит пронестись раз по узким дорожкам, после месяцев изнурительных занятий, почувствовать радость победы или пережить горечь поражения, отказаться от этого вида спорта не возможно. Кросс-кантри — спорт для азартных, смелых, надежных, упорных и пунктуальных. Поэтому, представителем маунтинбайка быть почетно, а стать им могут те, в ком потенциал сочетается с огромный волей к победе и любовью к велосипеду.

Видео: Кросс-кантри чемпионат США

Дисциплина кросс-кантри, что это такое, какой нужен велосипед

Для любителей активного отдыха в наше время предлагается большой выбор велосипедов, предназначенных как для обычных прогулок, так и для экстремального отдыха. Одним из стилей такого катания является кросс-кантри.  С этого вида начинают многие райдеры экстремалы. А что такое кросс-кантри и чем он выделяется среди ряда других стилей, нужны ли особые подготовки, трассы или велобайки к данному виду? Рассмотрим все подробно далее.

Дисциплина кросс-кантри

Cross-country в переводе на русский язык значит – пересеченная местность. Иначе говоря, кросс-кантри это спортивная дисциплина, которая рассчитана на езду по пересеченной местности. Но это совсем не означает, что если кто-то решил покататься на велосипеде по лесным тропинкам, то он самостоятельно занимается именно этим видом соревновательных дисциплин.

Так как соревнования по кросс-кантри приняты и утверждены Международным ОК (олимпийским комитетом) и уже более 20 лет входят в программы олимпийских игр, то и созданием трасс занимаются профессионалы. Для этого вида специально разрабатываются и устраиваются усложненные трассы. А для их преодоления необходим велосипед с особенными возможностями, а также выносливость, хорошая физическая подготовка, быстрая реакция и крепкая нервная система.

Трассы для кросс-кантри

Экстремальная спортивная дисциплина кросс-кантри, конечно же, подразумевает использование горных велосипедов, предназначенных для соревнований на пересеченной местности. По общепринятым нормативам трассы включают в себя:

  • повороты с виражами;
  • крутые, опасные спуски;
  • тяжелые и длинные подъемы;
  • технически сложные участки – холмы, пригорки и выбоины;
  • грязь, песок, бревна, камни;
  • отрезки для высоких ускорений и резких торможений.

Для кросс-кантри могут быть выбраны естественные природные трассы или искусственно созданные. Год от года трассы не просто меняются на каждые состязания, но и постоянно усложняются, повышая опасность для велогонщика. В преодоление трасс на велосипеде должно входить:

  1. Чередование широких и узких отрезков велотрассы;
  2. Все участки должны быть годны для прохождения в любых погодных условиях;
  3. Участки, покрытые асфальтом или мощеная дорога, не должны превышать более 15% от протяженности всей трассы.

Обязательно при составлении маршрутов для велобайков по всему пути организовывают:

  • разметку с указаниями направления движения, опасных участков, а также старта и финиша;
  • зоны технической помощи и пункты питания;
  • возможные переходы для зрителей и болельщиков, во избежание столкновения с велосипедом;
  • установление защитных сеток или других средств (мешки с сеном, песком) в особо опасных отрезках пути;
  • смотрящих, на протяжении всего пути, дежурную машину неотложки.

Сами соревнования по кросс-кантри проходят на кольцевых трассах трех типов:

  1. Классическая – включает в себя от 5 до 9 км. и рассчитана на три – шесть кругов. Продолжительность ее обычно не превышает двух часов;
  2. Шор-треки с небольшим маршрутом от 2 до 5 км, которые велосипед проходит за шесть – девять кругов. Гонки на выбывание могут быть всего по несколько минут;
  3. Марафоны кросс-кантри на велобайке продолжаются от 2 до 8 часов. В данной дисциплине трасса значительно удлиняется.

Трассы для кросс-кантри дисциплин преодолеть на велосипеде можно каждому спортсмену с физической подготовкой, но чтобы побороться за призовые места, нужны серьезные и регулярные тренировки, выносливость. А когда горячая борьба идет еще и на счет секунд, то правильно выбранный велосипед, решит все. Отличия, модифицированного особым образом, байка для данных гонок, от просто горной модели существуют и их обязательно следует знать и учитывать.

Нужен ли особый велосипед

Учитывая специфику сложности трасс кросс-кантри, желательно подбирать велосипед для соревнований, соблюдая следующие советы:

  • самая легкая, но прочная рама значительно упростит прохождение тяжелых этапов пути в дисциплине;
  • надежное навесное оборудование, ускорит продвижение по маршруту, сэкономит время. Выбирают одну или две подвески – при втором выборе конструкция тяжелеет, но повышает проходимость без потерь скорости и дополнительных сил;
  • выбирать оснащение колес легкими ободами, покрышки должны обеспечивать наибольшую сцепляемость с трассой;
  • руль, вилка и остальная оснастка велосипеда должна быть высоконадежной;
  • хорошие модели велобайка, подходящего для данной дисциплины, стоят недешево – начиная от тысячи долларов, но помогут пройти этапы кросс-кантри с наилучшим результатом.

Хардейл в сравнении с байком с двумя подвесами обычно лидирует, так как он мгновенно набирает ход и экономит драгоценные секунды. Но двухподвес значительно устойчивей, меньше вибрирует и более комфортен при езде по неровностям кросс-кантри трассы. Благодаря прекрасной амортизации двухподвеса, проезжая по ухабам и ямам, можно не вставать на педали. Дизайн этой модели велосипеда значительно ярче и привлекательней.

Конечно, байк, имеющий две подвески, имеет минус, связанный с большим весом и более сложным техобслуживанием.

Особые нюансы дисциплины крос-карнтри

Более конкретные особенности и нюансы, позволят сделать выбор велосипеда правильным:

  1. Форма и конструкция рамы дает байкеру необходимый наклон при езде. Это важный момент, так как при правильном расположение человека в седле, в данной дисциплине, вес тела распределяется одинаково на ноги и на руки;
  2. Лучше отдавать предпочтение велобайку у которого рама алюминиевая с переменным сечением (баттингом) или карбоновая. В основе рамы прочный, жесткий треугольник, дающий конструкции дополнительную прочность. Такой байк можно смело использовать в дисциплинах кросс-кантри. Не стоит выбирать стальные тяжелые конструкции – они не для этих соревнований;
  3. Одна из основных отличий профессионала от любителя кросс-кантри дисциплины, это наличие контактных педалей. Любители часто боятся пристегивать ноги к педалям велосипеда, а зря – более тесный контакт ног с педалями это дополнительные секунды выигранного времени;
  4. Передняя вилка на моделях, предназначенных для кросс-кантри, как правило, комбинированная (воздушно-масляная), отличается отличной сопротивляемостью, имеет блокировку. Короткий ход вилки дает быстроту байку, а длинный позволяет комфортно проходить по бездорожью;
  5. Трансмиссия высокого качества позволит велосипеду проходить трассы в самые короткие сроки. Благодаря большому количеству скоростей, даже самые затяжные подъемы в соревновании будут взяты;
  6. Колеса велобайка для экстремальной езды должны иметь крепкие и легкие обода. Покрышки средней ширины около 2 дюймов, с качественным протектором. Очень узкие или наоборот широкие покрышки сделают соревнование в данной дисциплине мучительными, особенно в грязи или на песке. Стоит отдавать предпочтение покрышкам, предназначенным для силовой езды, езды по бездорожью. Так же они должны быть облегченные.
  7. Расположение кареточного узла – главной оси, то есть центра тяжести, имеет тоже не последнюю роль.
  8. Размер колес имеет значение. Общепринятые 26 дюймов в современной реальности активно заменяются 29. Чем больше колесо, тем выше его проходимость и тем меньше маневренность. Но для данной дисциплины проходимость и равномерный темп важнее, чем маневренность.

Итоги

Cross-country – требовательная дисциплина, как к весу и накату велосипеда, так и к выносливости райдера. Это не такие опасные соревнования как даунхилл или эндуро, но они одни из самых требовательных к выносливости, характеру гонщика. Что лучше подходит, двухподвес или хардейл, спорят даже профессионалы, хотя плюсы и минусы каждой модели очевидны. Если Вы, не определились где будете использовать байк и по каким дорогам, то приобретайте маунтинбайк для кросс-кантри. Хоть и с меньшим комфортом, но на нем можно кататься не только по бездорожью, но и по шоссейным дорогам. Но помните о том, что его истинная принадлежность, это пересеченная местность – трассы, где другие модели потерпят фиаско. И при желании заняться экстремальным видом езды, Ваш железный конь всегда придет на помощь.


Смотрите также