Табу что такое это


Табу — Википедия

Табу́ — строгий запрет на совершение какого-либо действия, основанный на вере в то, что подобное действие является либо священным, либо несущим проклятие для обывателей, под угрозой сверхъестественного наказания[1].

Табу́ — термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических запретов — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу, без четкого осознания какая именно это угроза.

По мнению Фрэзера, слово табу образовалось из тонганского глагола "ta" (отмечать) и наречия усиления "pu", что вместе буквально должно означать: «всецело выделенный, отмеченный». Обычное значение этого слова — «священный». Оно указывает на связь предмета с богами, отдаление от обычных занятий, исключительную принадлежность чего-нибудь лицам или предметам, почитаемым священными, иногда — «объект обета». В то же время табу не заключает в себе обязательного морального элемента [2]. Термин этот ввёл капитан Джеймс Кук из наблюдений над жизнью родовых общин в Полинезии[3].

В древней Полинезии, от Гавайских островов (гав. kapu — звучит «капу») до Новой Зеландии, система запретов (табу, капу) охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей всё то, что в других странах называется официальной религией, законом, юридической моралью и правом.

Огромное количество запрещений и обрядов, созданных этой системой, являются иррациональными даже с точки зрения её последователей, находя своё оправдание исключительно в категорическом императиве религиозного требования. Генезис этих запрещений кроется в суеверном стремлении первобытного человека оградить всякое разумное, с его точки зрения, религиозное правило или запрет целым рядом параллельных запретов в совершенно посторонних областях, руководствуясь либо простой аналогией с основным запретом, либо желанием оградить основной запрет от даже самой отдалённой возможности нарушения. В свою очередь каждое новое — созданное по аналогии или для ограждения старого — запрещение становилось предметом дальнейших расширительных запрещений. Санкцией и охраной подобных запрещений служило фетишистское преклонение первобытного человека перед всем, что старо, традиционно, завещано отошедшими поколениями, и в особенности перед тем, что закреплено традиционным атрибутом табу — священностью.

Табу может использоваться и в корыстных целях: русский мореплаватель XIX века Отто Коцебу сообщал о том, что король Гавайев Камеамеа I накладывал табу на Алмазную гору, решив, что она таит в себе несметные сокровища, однако это оказалось ошибкой, и табу было отменено[4].

Табу — священный[править | править код]

Прежде всего, табу применялось ко всему тому, что имело непосредственное отношение к божеству. Личность жрецов, храмы и их имущество были строжайшими табу, то есть считались не только священными, но строжайше неприкосновенными. Далее, короли и вожди, ведшие своё происхождение от богов, были вечными табу. Всё, что имело хотя бы малейшее отношение к их личности и имуществу, было священно и неприкосновенно. Даже имена их были табу: подчинённым запрещалось их произносить. Если имя короля случайно звучало наподобие какого-нибудь общеупотребительного слова, то это последнее становилось запретным и заменялось новоизобретённым термином. Всё, к чему прикасались короли или вожди, тоже становилось табу и отчуждалось в пользу прикоснувшихся. То же действие имела капля крови вождя, упавшая на землю или вещь (Новая Зеландия). Тропа, по которой шёл вождь, дом, в который он входил, превращались в табу. По тропе запрещалось ходить, из дома необходимо было выбраться. Точно так же становилась табу всякая вещь, которую король или вождь называл частью своего тела, — например, сказав, что такой-то дом его спина или голова. Пища таких избранников была строжайшим табу. Отведавший её, по убеждению полинезийцев, навлекал на себя неизбежную смерть.

Именно табу — распространявшимся на алии, на части их тела, одежду, жилища и предметы, которыми они пользовались, представители высшей касты отличались от двух других классов гавайского общества… Чем выше степень их знатности, тем большим было табу, святость. Капу правителей и верховных вождей были очень велики. Они, например, предписывали простым людям при встрече с алии падать перед ним ниц. На носителя подобного табу простые люди не имели даже права смотреть. Они должны были падать на землю даже перед вещами, принадлежавшими знатному алии. Кто этого не делал, того тут же убивали. Подобное наказание ждало каждого, кто касался самого алии, его вещей и одежды или оказывался на участке, где стояла хижина знатного гавайца. Многие капу касались жён алии. Им, например, строго запрещалось есть в обществе своих мужей, накладывалось табу и на многие продукты — мясо акул, черепах, свинину. Эти женщины не имели права прикасаться к бананам и очень распространенным на островах кокосовым орехам. Знатные мужчины обязаны были соблюдать одно-единственное табу — во время каждого новолуния две ночи проводить в особой хижине, стоявшей на территории их святилища. В это время алии не смели трогать руками пищи, поэтому их кормили слуги. [5]

Предметом страха были не только общеплеменные или национальные божества, но и божества менее крупные, божества отдельных родов или семей. Правом провозглашать табу пользовались поэтому не только жрецы, короли, вожди, но и отдельные селения, даже отдельные лица в качестве хранителей своих домашних и земельных богов. Отсюда возникло право отдельных лиц провозглашать табу на свою землю, деревья, дома, отдельных селений — на свои поля во время жатвы. Эти два последних примера могут служить яркой иллюстрацией того, как даже на первых ступенях развития право собственности искало себе санкции в религиозных представлениях. Атрибут «священности» этого права ведёт своё начало ещё от периода табу. Дни и сезоны, посвящённые религиозным целям, обставлены были строжайшими табу. В обыкновенные дни табу требовалось только воздерживаться от обычных занятий и посещать богослужения, но во время чрезвычайных табу запрещалось даже разводить огонь, спускать лодки на воду, купаться, выходить из дому, производить какой бы то ни было шум. Запреты распространялись даже на животных: собаки не должны были лаять, петухи — кричать, свиньи — хрюкать. Чтобы помешать этому, гавайцы завязывали морды собак и свиней, а птиц сажали под тыкву или завязывали им глаза куском какой-нибудь ткани. На Гавайских островах за шум, произведённый в сезон табу, виновные подвергались смертной казни. Чрезвычайные табу устанавливались во время приготовления к войне, перед большими религиозными церемониями, во время болезни вождей и т. п. Табу продолжались иногда годы, иногда несколько дней. Обычная их продолжительность составляла 40 дней, но бывали табу, продолжавшиеся по 30 лет, в течение которых запрещалось стричь волосы. На всё время табу целые округа или острова становились как бы под карантин: даже приближаться к табуированной местности было строжайше запрещено.

Табу — нечистый[править | править код]

Термин табу у полинезийцев, как и у других народов, кроме значения «священный», имел и другое, противоположное — «проклятый», «нечистый». Генезис этого второго значения чрезвычайно сложен. Первая причина кроется в том, что, кроме божеств добрых, сообщавших атрибут «священности», существовали и божества злые, причинявшие болезнь и смерть. Эти божества сообщали предметам и лицам страшные свойства, которых необходимо было избегать. Поэтому умерший и всё, что имело отношение к нему, — дом, в котором он жил, лодка, на которой его перевозили, и т. д., — считалось отверженным, «нечистым», носящим в себе нечто опасное, губительное, и должно было быть неприкосновенно в силу своей губительности. Другим поводом к образованию этого значения служили строгие кары, следовавшие за нарушением табу первого рода. Предметы и лица, считавшиеся «священными» в силу своего отношения к божеству и потому навлекавшие страшные бедствия на нарушивших их «священность» хотя бы простым прикосновением к ним, должны были в конце концов вызывать страх и даже отвращение. Виды пищи, считавшиеся запретными, должны были выработать инстинктивное чувство брезгливости. На практике табу обоих родов сплошь и рядом ничем не различались. Так, лицо, очутившееся под табу второго рода, то есть как нечистое, не могло есть из собственных рук: его должны были кормить посторонние. Но в том же положении были и «священные» вожди, бывшие под вечным табу первого рода: им не только запрещалось есть из собственных рук (их кормили жёны), но они не могли принимать пищи в домах, а должны были есть на открытом воздухе. Множество табу второго рода касались женщин: во время родов они считались «нечистыми». Совместная еда с мужчинами для них безусловно не допускалась. На Гавайских островах женщинам запрещалось употреблять в пищу мясо свиней, птиц, черепах, некоторые сорта рыбы, кокосовые орехи и почти всё, что приносилось в жертву (``ai-tabu`` — священная еда). Все эти роды пищи считались табу (нечистыми) для женщин. Женщина, приготовлявшая кокосовое масло, подвергалась табу на несколько дней и не могла прикасаться к пище. Вообще пища составляла предмет множества табу. Так, например, её запрещалось носить на спине, иначе она становилась табу (нечистой) для всех, кроме того, который носил её запретным способом. Больше всего табу второго рода вызывало всё, что имело хотя бы отдалённое отношение к смерти и умершим. Не только прикасавшиеся к покойнику, но даже бывшие на похоронах становились табу на продолжительное время. Человек, убивший врага на войне, на 10 дней лишался права общения с людьми и права прикасаться к огню. Два вида табу заслуживают особого внимания, как относящиеся более к морали, чем к религии. Женщина до брака считалась ``noa`` (доступной) для всякого мужчины. После брака она становилась табу для всех, кроме своего мужа. Новорождённые пользовались табу королей: всё, к чему они прикасались, становилось их собственностью. Прикосновение к ребёнку и питьё воды из его рук считалось очистительным средством.

Метки табу[править | править код]

Общественные табу устанавливались либо посредством провозглашения, либо знаками (столб с бамбуковыми листьями). Частные табу также устанавливались знаками (надрез на дереве означал табу собственности).

Наказание[править | править код]

Соблюдение табу охранялось репрессивными мерами (смертная казнь, конфискации имущества, разграбление садов, штрафы в пользу лиц, установивших табу и т. д.) и страхом небесных кар (злой дух забирался в тело и поедал внутренности нарушителя табу). Бывали случаи, когда люди, имевшие несчастье нарушить табу, скоропостижно умирали от одного страха перед неминуемой небесной карой. Этот страх давал повод людям могущественным и власть имущим устанавливать с корыстной целью табу, разорительные для массы населения.

Табу встречается не только в Полинезии: характерные его черты найдены почти у всех народов на определённой ступени развития. Прежде всего его можно наблюдать у народов, родственных полинезийцам. В Микронезии употребляется даже сам термин «табу». На Маркизских островах среди множества других типичных табу встречается оригинальный запрет по отношению к воде: ни одна её капля не должна быть пролита в жилище. На острове Борнео, у даяков, эта система известна под названием Porikh. На индонезийском острове Тимор так называемое Pomali запрещало, между прочим, во многих случаях есть руками, иметь плотское общение с женой (после удачной охоты) и т. д. Некоторые наиболее странные черты полинезийского табу, как, например, запрет на прикосновение к пище, волосам и т. п., встречаются в самых отдалённых друг от друга местах, например в Индии и в Северной Америке (у одного из племён Frazer Lake). Случаи скоропостижной смерти от страха перед нарушением табу известны среди юкагиров на побережье Ледовитого океана[6]. У многих первобытных племён обнаружены ещё более яркие примеры табу, чем в классической стране табу, Полинезии. Таковы, например, запрещения говорить с родными братьями и сёстрами, смотреть в лицо родственникам определённых категорий близости и т. п. — запрещения, имеющие тот же генезис, как и религиозные табу вообще, то есть тенденцию создавать «распространительные» ограничения вокруг основного запрета, имевшего своё основание (запрещение браков между родными братьями и сёстрами создало запреты разговоров между ними и т. д.). У более первобытных народов мы не встречаем только термина, близкого к табу, но зато находим другие термины, близкие нашим: «грех» и «закон», которые имеют такую же силу, как и табу.

На заселённом ещё в древности австронезийскими народами Мадагаскаре табу обозначают словом фаду (англ.)русск. и также накладывают на действия, занятия, людей, предметы и места. В языке мальгашей вместо слов «извините» или «пожалуйста» используется azafady, буквально означающее «возможно, это не будет табу для меня».

Древний Рим[править | править код]

Весьма характерные черты табу имеются у народов классической древности. У римлян слово ``sacer`` означало и «священный», и «проклятый». Так называемые feriae были настоящими сезонами табу: всякая работа запрещалась, за исключением таких случаев, когда вол попадал в яму или необходимо было поддержать падающую крышу. Всякий, кто произносил некоторые слова (Salus, Semonia, Seia, Segetia, Tutilina и др.), попадал под табу (``ferias observabat``). Flamen dialis, высший жрец Юпитера, был ограждён целой сетью табу. Ему запрещалось ездить на лошади, даже прикасаться к ней, смотреть на войска, носить кольцо, которое когда-либо было сломано, иметь узлы на платье, произносить имена, касаться трупа, собаки, козла, бобов, сырого мяса, плюща, гулять по винограднику, стричь волосы не рукой свободного человека. Его ногти и волосы зарывались под плодовым деревом. Даже его жена находилась под многими табу.

Провинившегося изгоняли процедурой «остракизм».

Древняя Греция[править | править код]

У греков ἅγιος означало то же, что sacer у римлян. В Гомеровский период цари, вожди, их имущество, оружие, колесницы, войско, часовые считались ιερός — священными. Во время войны рыба была табу: её запрещалось употреблять в пищу. Даже в мирное время её дозволялось есть только в крайних случаях. В позднейший период атрибут ἅγιος применялся к свиньям: на Крите эти животные считались священными, содержались при храмах, не приносились в жертву и не употреблялись в пищу. Другие считали их «нечистыми». Греки никак не могли решить вопроса, питают ли евреи отвращение к свиньям или считают их священными. У Гомера свинопасы считались священными. Это проливает свет на происхождение понятия о чистых и нечистых животных.

Иудаизм[править | править код]

Соблюдение субботы было обставлено строжайшими запретами. Некоторые жертвоприношения были табу для всех, исключая священников. Первенцы плодов, животных и даже людей были табу (кодеш) и становились собственностью левитов (первенцы людей выкупались). Прикосновение к мёртвым, даже к посуде, бывшей в помещении умершего, требовало очищения. Женщины после родов и во время месячных считались нечистыми. Классификация животных как «чистых» и «нечистых» и строгая регламентация употребления тех или других животных в пищу — характернейшие черты табу. Табу у евреев является институт «назореев» (отделённых, посвящённых). Святость волос, как в Полинезии, здесь играла важнейшую роль. При разрешении от обета назорей остригал волосы у дверей храма, и священник давал ему в руки пищу (ср. запрет в Полинезии касаться пищи руками во время табу).

В Китае, Ассирии, Египте, древних американских государствах имелась такая же систему табу, как у римлян и у евреев.

Ислам[править | править код]

Поздние мусульманские богословы детально разработали концепцию харама. Они выделили два вида харама: харам зульми, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме совершающего (например, кража) и харам гайри-зульми, совершение которого приносит вред только совершающему (например, употребление недозволенных продуктов). Согласно канонам ислама, совершивший харам зульми и поклявшийся впредь не совершать его будет прощён Аллахом лишь в том случае, если простит пострадавший. Если человек, совершивший харам гайри-зульми, покаялся в содеянном и зарёкся не повторять, то Аллах, возможно, простит его.

Джеймс Фрэзер первым свёл воедино все факты, относящиеся к табу, и ввёл этот термин в социологию. Однако, он не указал, чем собственно табу отличается от религиозных запретов вообще, и в чём заключается психический генезис этой системы. После Фрэзера много внимания табу уделил Джевонс (англ. F. Β. Jevons), но он, как и Фрэзер, придаёт этому институту слишком широкое значение, утверждая, что табу было творцом морали. Хотя табу на определённой ступени развития часто являлось синонимом долга, закона, права и т. д., но не оно создало право и мораль: оно было только формой, в которую эти последние облекались, объективной санкцией их, и, как всякая форма, всякая санкция, до известной степени содействовало укреплению и росту моральных и правовых инстинктов и представлений. Спенсер относит табу к обрядовым учреждениям и сводит его на степень простого церемониала; но это так же односторонне, как и предыдущие мнения. Профессор Той (англ. С. Η. Toy) думает, что «табу было формой, в которой часть нравственного закона нашла своё выражение». Во всяком случае, для прогресса табу имело обоюдоострое значение: в основе его лежал коренной порок (суеверное преклонение перед фетишем «слова»), обративший его в могучее орудие застоя и систематических злоупотреблений жрецов и светской власти.

ТАБУ — Новая философская энциклопедия

ТАБУ – установление, состоящее в строгом запрете действий по отношению к определенным вещам, людям, явлениям. Запретным и опасным, с точки зрения табу, является неупорядоченный контакт между священным и повседневным (напр., запрет прикосновения к вождю). Наряду со священным табуируется также нечистое (напр., труп, менструальная кровь и т.д.). Согласно В.Вундту, табу – самый древний неписаный моральный кодекс человечества. По выражению Фрейда, «табу древнее богов». Для Э.Дюркгейма различие между мирским (профанным) и священным представляет собой краеугольный камень религии, продуцирует групповую солидарность. А.Рэдклифф-Браун утверждал, что ориентированное на табу поведение выражает и подкрепляет чувства и ценности, важные для поддержания общества. Согласно Фрейду, феномены, сопровождающие табу (немотивированность запретов, внутреннее принуждение в их исполнении, способность к переносу на других людей, наличие церемоний и ритуалов), сходны с симптомами невроза навязчивости, а потому могут быть истолкованы как проявление амбивалентности чувств к священному (или нечистому) человеку или предмету. По М.Дуглас, табу фокусируется на том, что двусмысленно с точки зрения категорий культуры. Табу закрепляет эти категории, освящая и определяя границы между ними. Обращая внимание на явления ритуального нарушения этих границ, она приходит к выводу, что установки на нарушение табу в социальной жизни свидетельствуют о возможности для тех, кто осуществляет это нарушение, служить посредниками между социальной и иными реальностями. В своих конкретных выражениях в примитивных культурах табу тесно связано с тотемизмом [ТОТЕМИЗМ]. Это касается прежде всего табу инцеста, выражающегося в экзогамии, и табу на убийство тотемного животного. В настоящее время табу рассматривается как универсальный феномен, имеющий место и в современных обществах и выполняющий в них те же самые функции.

Литература:

1. Douglas M. Natural Symbols. Harmondsworth, 1973;

2. Eadem. Purity and Danger. L., 1996;

3. Durkheim E. Les fermes elementaires de la vie religoeuse. Le systeme totemique en Australie. P., 1912;

4. Radcliff-Brown A. Structure and Function in Primitive Societies. L., 1952.

Л.Г.Ионин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. табу — ТАБУ, нескл., ср. 1. В первобытном обществе: запрет, налагаемый на какое-н. действие, слово, предмет, употребление или упоминание к-рых неминуемо карается сверхъестественной силой. 2. перен. Вообще запрет, запрещение. Наложить т. на что-н. Толковый словарь Ожегова
  2. табу — ТАБУ — магический запрет у людей, находящихся на родоплеменной стадии общественного развития. В своей «классической» форме система Т. была обнаружена путешественниками и этнографами в Полинезии, а затем ее аналоги были выявлены в культурах др. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  3. Табу — Полинезийское слово, обозначавшее предметы или живые существа, к которым нельзя прикасаться. Понятие Т. было введено S. Freud (1913) в психоанализ, как противоположное "обычному", "общедоступному". Толковый словарь психиатрических терминов
  4. ТАБУ — ТАБУ (полинезийск.) — в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.) — нарушение которых карается сверхъестественными силами. Большой энциклопедический словарь
  5. Табу — (полинез. – запрет) – священные запреты, налагаемые на определенные действия и предметы в первобытной культуре. 1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. Словарь по культурологии
  6. ТАБУ — ТАБУ (от полинезийского слова, означавшего — запрет) — негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Новейший философский словарь
  7. табу — Табу́, нескл., с. Морфемно-орфографический словарь
  8. Табу — См. Языковое табу Словарь социолингвистических терминов
  9. табу — (полинез. tapu). Означает особо (всецело) отмеченный (выделенный). Образовано в полинезийском из двух корней: ta – отмечать, pu – всецело: tapu>tabu. Запрет на слова, которые обозначают почитаемые или, напротив, "плохие" явления и понятия. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  10. табу — орф. табу, нескл., с. Орфографический словарь Лопатина
  11. Табу — (полинезийский) распространённая в доклассовом обществе система запретов, нарушение которых якобы карается сверхъестественными силами. Обычай Т. впервые был описан Дж. Куком у аборигенов островов Тонга (Полинезия) в 1771. Большая советская энциклопедия
  12. ТАБУ — (полинез.) — широко распространенная в доклассовом обществе система запретов на совершение определенных действий, нарушение к-рых по суеверным представлениям карается сверхъестеств. силами. Обычай Т. был впервые (1771) описан Дж. Куком у аборигенов... Советская историческая энциклопедия
  13. табу — [полинез.] – 1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого будто бы неминуемо влечёт жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов; 2) заповедные, запрещённые предметы, вопросы, мнения и т.п. Большой словарь иностранных слов
  14. табу — ТАБУ ср. несклон. у дикарей Океании: запрет, наложенный на что-либо, завет, заповедь, говорят и у нас. Скоромное постнику табу. У нас табачная торговля табу. Толковый словарь Даля
  15. табу — нескл., ср. У первобытных народов: запрет, налагаемый на какое-л. действие, слово, предмет, нарушение которого, по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами. || перен. Какой-л. запрет, что-л. запретное. Малый академический словарь
  16. Табу — Термин, заимствованный из религиозно-обрядовых учреждений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических религиозных запрещений — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  17. табу — ТАБ’У, нескл., ср. (полинезийское). У первобытных народов — запрет, налагаемый на какое-нибудь действие, слово, предмет. Толковый словарь Ушакова
  18. табу — Заветное (священное), запретное (намек на табу в Океании — относительно лиц, обрядов, вещей) Ср. Скоромное постнику табу. Ср. Если и было оскорбление, то во всяком случае взаимное... Но у нас на первом плане стоит всегда не лицо, не факт, а фирма и ярлык. Фразеологический словарь Михельсона
  19. ТАБУ — ТАБУ (от полинезийск. — запрет) — англ. taboo; нем. Tabu. Запрет. Социологический словарь
  20. табу — ТАБУ неизм.; ср. [полинез. tabu] У первобытных народов: запрет, налагаемый на какое-л. действие, слово, предмет, нарушение которого, по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами. Обычай т. // О чём-л. Толковый словарь Кузнецова
  21. табу — табу нескл. ср. 1. Любой строгий запрет на что-либо (в том числе и на употребление каких-либо слов или выражений). 2. устар. Религиозный запрет, налагаемый на какое-либо действие, слово и т.п., нарушение которого — по суеверным представлениям — каралось сверхъестественными силами. Толковый словарь Ефремовой
  22. табу — (полинезийское слово) словесное. Слово, употребление которого запрещено или ограничено под влиянием внелингвистических факторов (суеверия, предрассудков, стремления избежать грубых выражений и т. п.). Хозяин, мохнач, Потапыч (вместо медведь в языке промысловых охотников). Словарь лингвистических терминов Розенталя
  23. табу — ТАБУ нескл., ср. tabou <�полинезийское. У первобытных народов — запрет, налагаемый на какое-л. действие, слово, предмет, нарушение которого по суеверным представлениям карается сверхъестественными силами. БАС-1. Вознамерясь ехать на берег .. Словарь галлицизмов русского языка
  24. табу — сущ., кол-во синонимов: 6 вето 5 воспрещение 5 закрытая тема 6 запрет 16 запрещение 17 обсуждению не подлежит 5 Словарь синонимов русского языка

Что такое ТАБУ - простой ответ что это значит, примеры, значение суть

Табу – это запрет на определенную деятельность, базирующийся на культурных или моральных убеждениях.

 

Что такое ТАБУ — значение, определение, понятие простыми словами.

 

Простыми словами, Табу — это действия которые в большинстве случаев не запрещены законом, но их нельзя совершать, так как, это не принято, неприлично или аморально. Данные запреты работают только в конкретной общине или социальной группе.

 

Во многих культурах существуют свои виды запретов, даже если не используется такой термин как – табу.

В большинстве случаев табу относится к вещам, которые считаются священными и требуют специального особо трепетного обращения. Например, католики принимающие причастие, следят, что бы хлеб (Тело Христово), ни в коем случае, не упал на землю, так как его считают священным.

 

Иногда запреты рассматривались как взаимодействие с чем-то нечистым. В некоторых культурах, девушек во время менструального цикла отстраняли от общества, запирали в отдельных помещениях, так как считали их нечистыми.

 

 

У многих запретов есть и более земные происхождения. Это относится к древним практическим советам по ведению жизненного быта.

Пример: нельзя есть свинину, нужно мыть ноги перед входом в помещение и так далее…

Подобные запреты имели практическую подоплеку в определенный период времени, когда медицина и гигиена была не на высоте. В современном мире, данных правил уже можно и не придерживаться, но они перекочевали в религию и стали определенным видом табу.

 

Что нужно знать о табу?

 

Влияние сакральных запретов в мире очень велико. Людям, которые планируют каким-то образом взаимодействовать с людьми из другой культурной группы, желательно ознакомится с культурой этих людей.  Так как невинным на ваш взгляд действием, вы можете нарушить какой-то запрет и оскорбить представителей данного народа.

Получи плюсик к карме - поделись добром с друзьми:

VK

Facebook

Twitter

Табу - это... Что такое Табу?

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 17 февраля 2012.

Табу́ — запрет, принятый в обществе (под страхом наказания) и накладываемый на какие-либо действия для членов этого общества. Табу часто являются основанием для принятия различных законов и конституций в государствах.

Табу́ — термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических запретов — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу.

Табу — в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм. Психология, создавшая табу, проявила себя не в одной лишь религиозной сфере, а во всех областях духовной и общественной жизни, в праве, морали и даже науке и в значительной мере послужила причиной застоя многих цивилизаций древности. Классической страной, в которой система табу получила своё полнейшее развитие, является Полинезия.

Табу́ (в лингвистике) — социально-культурный запрет, подкрепляемый религиозными санкциями.

Происхождение слова

По мнению Фрэзера, слово табу образовалось из глагола ``ta`` (отмечать) и наречия усиления ``pu``, что вместе буквально должно означать: «всецело выделенный, отмеченный». Обычное значение этого слова — «священный». Оно указывает на связь предмета с богами, отдаление от обычных занятий, исключительную принадлежность чего-нибудь лицам или предметам, почитаемым священными, иногда — «объект обета». В то же время табу не заключает в себе обязательного морального элемента. Термин, противоположный табу, — ``noa``, то есть всеобщий, обыкновенный.

Табу в Полинезии

На родине табу (от островов Гавайи до Новой Зеландии) система запретов охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей всё то, что у нас называется официальной религией, законом, юридической моралью и правом.

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Огромное количество запрещений и обрядов, созданных этой системой, являются иррациональными даже с точки зрения её последователей, находя своё оправдание исключительно в категорическом императиве религиозного требования. Генезис этих запрещений кроется в суеверном стремлении первобытного человека оградить всякое разумное, с его точки зрения, религиозное правило или запрет целым рядом параллельных запретов в совершенно посторонних областях, руководствуясь либо простой аналогией с основным запретом, либо желанием оградить основной запрет от даже самой отдалённой возможности нарушения. В свою очередь каждое новое — созданное по аналогии или для ограждения старого — запрещение становилось предметом дальнейших расширительных запрещений. Санкцией и охраной подобных запрещений служило фетишистское преклонение первобытного человека перед всем, что старо, традиционно, завещано отошедшими поколениями, и в особенности перед тем, что закреплено традиционным атрибутом табу — священностью. Позже, когда в процессе религиозного творчества начинает участвовать тенденциозная и часто корыстная инициатива жреческого сословия и светской власти, система табу образует из себя ткань регламентации, опутывающую все детали жизни, лишающую общество возможности свободного развития.

Табу — священный

Прежде всего, табу применялось ко всему тому, что имело непосредственное отношение к божеству. Личность жрецов, храмы и их имущество были строжайшими табу, то есть считались не только священными, но строжайше неприкосновенными. Далее, короли и начальники, ведшие своё происхождение от богов, были вечными табу. Всё, что имело хотя бы малейшее отношение к их личности и имуществу, было священно и неприкосновенно. Даже имена их были табу: подчинённым запрещалось их произносить. Если имя короля случайно звучало наподобие какого-нибудь общеупотребительного слова, то это последнее становилось запретным и заменялось новоизобретённым термином. Всё, к чему прикасались короли или начальники, тоже становилось табу и отчуждалось в пользу прикоснувшихся. То же действие имела капля крови короля, упавшая на землю или вещь (Новая Зеландия). Тропа, по которой шёл король, дом, в который он входил, превращались в табу. По тропе запрещалось ходить, из дома необходимо было выбраться. Точно так же становилась табу всякая вещь, которую король или начальник называл частью своего тела, — например, сказав, что такой-то дом его спина или голова. Пища таких избранников была строжайшим табу. Отведавший её, по убеждению полинезийцев, навлекал на себя неизбежную смерть. Предметом страха были не только общеплеменные или национальные божества, но и божества менее крупные, божества отдельных родов или семей. Правом провозглашать табу пользовались поэтому не только жрецы, короли, вожди, но и отдельные селения, даже отдельные лица в качестве хранителей своих домашних и земельных богов. Отсюда возникло право отдельных лиц провозглашать табу на свою землю, деревья, дома, отдельных селений — на свои поля во время жатвы. Эти два последних примера могут служить яркой иллюстрацией того, как даже на первых ступенях развития право собственности искало себе санкции в религиозных представлениях. Атрибут «священности» этого права ведёт своё начало ещё от периода табу. Дни и сезоны, посвящённые религиозным целям, обставлены были строжайшими табу. В обыкновенные дни табу требовалось только воздерживаться от обычных занятий и посещать богослужения, но во время чрезвычайных табу запрещалось даже разводить огонь, спускать лодки на воду, купаться, выходить из дому, производить какой бы то ни было шум. Запреты распространялись даже на животных: собаки не должны были лаять, петухи — кричать, свиньи — хрюкать. Чтобы помешать этому, гавайцы завязывали морды собак и свиней, а птиц сажали под тыкву или завязывали им глаза куском какой-нибудь ткани. На Сандвичевых островах за шум, произведённый в сезон табу, виновные подвергались смертной казни. Чрезвычайные табу устанавливались во время приготовления к войне, перед большими религиозными церемониями, во время болезни вождей и т. п. Табу продолжались иногда годы, иногда несколько дней. Обычная их продолжительность составляла 40 дней, но бывали табу, продолжавшиеся по 30 лет, в течение которых запрещалось стричь волосы. На всё время табу целые округа или острова становились как бы под карантин: даже приближаться к табуированной местности было строжайше запрещено.

Табу — нечистый

Термин табу у полинезийцев, как и у других народов, кроме значения «священный», имел и другое, противоположное — «проклятый», «нечистый». Генезис этого второго значения чрезвычайно сложен. Первая причина кроется в том, что, кроме божеств добрых, сообщавших атрибут «священности», существовали и божества злые, причинявшие болезнь и смерть. Эти божества сообщали предметам и лицам страшные свойства, которых необходимо было избегать. Поэтому умерший и всё, что имело отношение к нему, — дом, в котором он жил, лодка, на которой его перевозили, и т. д., — считалось отверженным, «нечистым», носящим в себе нечто опасное, губительное, и должно было быть неприкосновенно в силу своей губительности. Другим поводом к образованию этого значения служили строгие кары, следовавшие за нарушением табу первого рода. Предметы и лица, считавшиеся «священными» в силу своего отношения к божеству и потому навлекавшие страшные бедствия на нарушивших их «священность» хотя бы простым прикосновением к ним, должны были в конце концов вызывать страх и даже отвращение. Виды пищи, считавшиеся запретными, должны были выработать инстинктивное чувство брезгливости. На практике табу обоих родов сплошь и рядом ничем не различались. Так, лицо, очутившееся под табу второго рода, то есть как нечистое, не могло есть из собственных рук: его должны были кормить посторонние. Но в том же положении были и «священные» вожди, бывшие под вечным табу первого рода: им не только запрещалось есть из собственных рук (их кормили жёны), но они не могли принимать пищи в домах, а должны были есть на открытом воздухе. Множество табу второго рода касались женщин: во время родов они считались «нечистыми». Совместная еда с мужчинами для них безусловно не допускалась. На Гавайских островах женщинам запрещалось употреблять в пищу мясо свиней, птиц, черепах, некоторые сорта рыбы, кокосовые орехи и почти всё, что приносилось в жертву (``ai-tabu`` — священная еда). Все эти роды пищи считались табу (нечистыми) для женщин. Женщина, приготовлявшая кокосовое масло, подвергалась табу на несколько дней и не могла прикасаться к пище. Вообще пища составляла предмет множества табу. Так, например, её запрещалось носить на спине, иначе она становилась табу (нечистой) для всех, кроме того, который носил её запретным способом. Больше всего табу второго рода вызывало всё, что имело хотя бы отдалённое отношение к смерти и умершим. Не только прикасавшиеся к покойнику, но даже бывшие на похоронах становились табу на продолжительное время. Человек, убивший врага на войне, на 10 дней лишался права общения с людьми и права прикасаться к огню. Два вида табу заслуживают особого внимания, как относящиеся более к морали, чем к религии. Женщина до брака считалась ``noa`` (доступной) для всякого мужчины. После брака она становилась табу для всех, кроме своего мужа. Новорождённые пользовались табу королей: всё, к чему они прикасались, становилось их собственностью. Прикосновение к ребёнку и питьё воды из его рук считалось очистительным средством.

Метки табу

Общественные табу устанавливались либо посредством провозглашения, либо знаками (столб с бамбуковыми листьями). Частные табу также устанавливались знаками (надрез на дереве означал табу собственности).

Наказание

Соблюдение табу охранялось репрессивными мерами (смертная казнь, конфискации имущества, разграбление садов, штрафы в пользу лиц, установивших табу и т. д.) и страхом небесных кар (злой дух забирался в тело и поедал внутренности нарушителя табу). Бывали случаи, когда люди, имевшие несчастье нарушить табу, скоропостижно умирали от одного страха перед неминуемой небесной карой. Этот страх давал повод людям могущественным и власть имущим устанавливать с корыстной целью табу, разорительные для массы населения. Когда в 20-х годах XVIII века на Гавайских островах появились первые европейцы, на глазах у всех безнаказанно нарушавшие самые священные табу, народ с величайшей радостью последовал примеру некоторых членов королевского дома и раз и навсегда освободил себя от страшного ига системы табу.[источник не указан 1307 дней]

Табу других народов

Табу встречается не только в Полинезии: характерные его черты найдены почти у всех народов на определённой ступени развития. Прежде всего его можно наблюдать у народов, родственных полинезийцам. В Микронезии употребляется даже сам термин «табу». На Маркизовых островах среди множества других типичных табу встречается оригинальный запрет по отношению к воде: ни одна её капля не должна быть пролита в жилище. На острове Борнео, у даяков, эта система известна была под названием Porikh. На острове Тиморе (Восточный Индийский архипелаг) так называемое Pomali запрещало, между прочим, во многих случаях есть руками, иметь общение с женой (после удачной охоты) и т. д. Некоторые наиболее странные черты полинезийского табу, как, например, запрет на прикосновение к пище, волосам и т. п., встречаются в самых отдалённых друг от друга местах, например в Индии и в Северной Америке (у одного из племён Frazer Lake). Случаи скоропостижной смерти от страха перед нарушением табу известны среди юкагиров на побережье Ледовитого океана (Иохельсон, «Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора»). У многих первобытных племён обнаружены ещё более яркие примеры табу, чем в классической стране табу, Полинезии. Таковы, например, запрещения говорить с родными братьями и сёстрами, смотреть в лицо родственникам определённых категорий близости и т. п. — запрещения, имеющие тот же генезис, как и религиозные табу вообще, то есть тенденцию создавать «распространительные» ограничения вокруг основного запрета, имевшего своё основание (запрещение браков между родными братьями и сёстрами создало запреты разговоров между ними и т. д.). У более первобытных народов мы не встречаем только термина, близкого к табу, но зато находим другие термины, близкие нашим: «грех» и «закон», которые имеют такую же силу, как и табу.

Древний Рим

Весьма характерные черты табу имеются у народов классической древности. У римлян слово ``sacer`` означало и «священный», и «проклятый». Так называемые feriae были настоящими сезонами табу: всякая работа запрещалась, за исключением таких случаев, когда вол попадал в яму или необходимо было поддержать падающую крышу. Всякий, кто произносил некоторые слова (Salus, Semonia, Seia, Segetia, Tutilina и др.), попадал под табу (``ferias observabat``). Flamen dialis, высший жрец Юпитера, был ограждён целой сетью табу. Ему запрещалось ездить на лошади, даже прикасаться к ней, смотреть на войска, носить кольцо, которое когда-либо было сломано, иметь узлы на платье, произносить имена, касаться трупа, собаки, козла, бобов, сырого мяса, плюща, гулять по винограднику, стричь волосы не рукой свободного человека. Его ногти и волосы зарывались под плодовым деревом. Даже его жена находилась под многими табу.

Провинившегося изгоняли процедурой «остракизм».

Древняя Греция

У греков άγος означало то же, что sacer у римлян. В Гомеровский период цари, вожди, их имущество, оружие, колесницы, войско, часовые считались ιερός — священными. Во время войны рыба была табу: её запрещалось употреблять в пищу. Даже в мирное время её дозволялось есть только в крайних случаях. В позднейший период атрибут άγος применялся к свиньям: на Крите эти животные считались священными, содержались при храмах, не приносились в жертву и не употреблялись в пищу. Другие считали их «нечистыми». Греки никак не могли решить вопроса, питают ли евреи отвращение к свиньям или считают их священными. У Гомера свинопасы считались священными. Точно так же у арийских народов корова считалась то «священным», то «нечистым» животным[источник не указан 1307 дней]. Это проливает свет на происхождение понятия о чистых и нечистых животных.

Иудаизм

Соблюдение субботы было обставлено строжайшими запретами. Некоторые жертвоприношения были табу для всех, исключая священников. Первенцы плодов, животных и даже людей были табу (кодеш) и становились собственностью левитов (первенцы людей выкупались). Прикосновение к мёртвым, даже к посуде, бывшей в помещении умершего, требовало очищения. Женщины после родов и во время месячных считались нечистыми. Классификация животных как «чистых» и «нечистых» и строгая регламентация употребления тех или других животных в пищу — характернейшие черты табу . Табу у евреев является институт «назореев» (отделённых, посвящённых). Святость волос, как в Полинезии, здесь играла важнейшую роль. При разрешении от обета назорей остригал волосы у дверей храма, и священник давал ему в руки пищу (ср. запрет в Полинезии касаться пищи руками во время табу).

В Китае, Ассирии, Египте, древних американских государствах имелась такая же систему табу, как у римлян и у евреев.

Исследования табу

Джеймс Фрэзер первым свёл воедино все факты, относящиеся к табу, и ввёл этот термин в социологию. Однако, он не указал, чем собственно табу отличается от религиозных запретов вообще, и в чём заключается психический генезис этой системы. После Фрэзера много внимания табу уделил Джевонс (англ. F. Β. Jevons), но он, как и Фрэзер, придаёт этому институту слишком широкое значение, утверждая, что табу было творцом морали. Хотя табу на определённой ступени развития часто являлось синонимом долга, закона, права и т. д., но не оно создало право и мораль: оно было только формой, в которую эти последние облекались, объективной санкцией их, и, как всякая форма, всякая санкция, до известной степени содействовало укреплению и росту моральных и правовых инстинктов и представлений. Спенсер относит табу к обрядовым учреждениям и сводит его на степень простого церемониала; но это так же односторонне, как и предыдущие мнения. Профессор Той (англ. С. Η. Toy) думает, что «табу было формой, в которой часть нравственного закона нашла своё выражение». Во всяком случае, для прогресса табу имело обоюдоострое значение: в основе его лежал коренной порок (суеверное преклонение перед фетишем «слова»), обративший его в могучее орудие застоя и систематических злоупотреблений жрецов и светской власти.

См. также

Литература

что это такое, как появились и как их распознать у себя?

Понятие табу уже утратило свое устрашающе-религиозное значение. Все же мы не верим, что небо разверзнется, и божество на огненной колеснице покарает нас за бутерброд во время поста. Но умудряемся ставить барьеры у себя в голове, даже забывая, откуда они взялись. Нужны нам ограничения или это пережиток прошлого общества? Почему бессмысленные запреты только усиливают желание их нарушить? Как избавиться от комплексов в сексуальной сфере? Глупо когда мы сами себе ставим преграды. Но именно этим и занимаются взрослые люди.

Что такое табу?

Табу — это абсолютная невозможность совершения определенного действия. Это как проклятие навсегда. Оно непоколебимо и не допускает возможности преступить ту черту, которую запрещено преступать. Значение его несколько двойственное: с одной стороны – это нечто священное, недоступное для простого человека, с другой – жуткое, страшное и жестокое. Изначально понятие было сводом религиозных запретов, сегодня оно перенесено в плоскость внутренних моральных ограничений. Другое, обыденное значение этого понятия – священный.

Само слово «табу» имеет полинезийское происхождение, где оно означает запрет сакрального значения. Жесткие ограничения, которые транслируют служители культа, зачастую не обоснованы, но являются чем-то естественным для всех, кто находится в их власти. До того, как слово попало в наш язык, понятие жестких ограничений существовало во всех религиях мира.

Собственно, религия – это и есть кодекс запретов для всех людей вне зависимости от происхождения, социального статуса материального положения. Но за нарушение одних можно было получить словесное нравоучение, а за попирание других моментально следовало жестокое наказание высших сил. Почему такая разница? Потому что табу и моральные нравоучения – разные вещи. Моральные нравоучения можно обойти, схитрить, купить индульгенцию. Табу – нет.

Пройти тест на характер человека

Табу в религии.

Табу вводились религиозными служителями по нескольким причинам. Первое – это проведение границы между людьми и сакральными предметами, которые способны отделить священное от обыденного и обыденное от священного. Второе – это возможность поддержать порядок в общине. Так, например, под строжайшим запретом были сексуальные связи между близкими родственниками. Без знания генетики объяснить воспрещение было сложно, поэтому табу описывалось кратко: «Нельзя. И точка. Иначе кара небесная». Причем служители культа часто выполняли наказание задолго до высших сил, чтобы другим было неповадно.

Сегодня религиозные запреты сохранились, прежде всего, в отношении пищи. Собственно, Библейское повествование начинается именно с запрета съесть плод с дерева добра и зла. С его нарушения и случилось грехопадение человечества, за которое мы расплачиваемся до сих пор. Пищевые религиозные ограничения – это строгие понятия поста в христианстве, кошерная пища в иудейской религии, халяльная в мусульманстве. Другие ограничения касаются поведения вообще или в определенные дни, одежды, изображения живых существ и другие.

Первые научные исследования.

Первым исследователем, который классифицировал тему табуирования был шотландский этнограф, антрополог и религиовед Джеймс Джон Фрейзер (01.01.1854-07.05.1941). Он первым описал табу с точки зрения двух противоположных понятий – магических ритуалов и здравого смысла. В своей книге многочисленные запреты разных народов он разделил по сферам жизни:

  • На запретные действия – общение с представителями других племен, принятие пищи и еды, обнажение лица, выход за границы определенной территории.
  • На людей или занятия – для правителей и представителей королевских династий, для носящих траур, беременных женщин, воинов, убийц, охотников и рыболовов.
  • На предметы или части человеческого тела – острые предметы, волосы (ритуалы во время стрижки) или кровь, голову как вместилище души человеческой, узлы и кольца.
  • На имена покойников, правителей, божеств.

Вывод из этого исследования был интересным: людям всегда нужен был образец, к которому они стремились. Люди видели безупречную модель жизни и мечтали жить так же. Но для того, чтобы достичь заоблачных высот им приходилось подчиняться тому самому идеалу.

Удивительно, но многие запреты, описанные в книге, мы помним и сегодня. Причем следуем им даже не задумываясь о происхождении. Так, например, многие не выбрасывают срезанные ногти и волосы, не дарят острые предметы, не завязывают узлы.

Фрейд табу и амбивалентность.

Зигмунд Фрейд (06.05.1856-23.09.1939) в своей книге «Тотем и табу» рассматривает табу порождение амбивалентности. Амбивалентность – это двойственность чувств по отношению к чему либо. Получив жесткий запрет, человек с одной стороны испытывает священный трепет, с другой – неудержимое желание его нарушить.

Фрейд привязывает понятие табу к теме психоанализа, исследования бессознательной части душевной жизни персональной и коллективной психики. В своих работах он описывает людей, что сами создали себе жесткие табу и следуют им не хуже полинезийских дикарей. Фрейд даже ввел понятие «болезнь табу» – ничем не обоснованную болезненную навязчивость, которая приводит к бесконечным спорам с самим собой, нервозности и навязчивым ритуалам.

Причем необоснованные запреты в определенной степени заразны, они могут передаваться от человека к человеку и захватывать большие группы людей. Самым частым проявлением этой болезни является табу на прикосновения, и как следствие – навязчивый ритуал бесконечных омовений.

В современном психоанализе понятие табу больше исследуется в сексуальной сфере. Но есть и другие проявления внутренних запретов. Например, многие из нас неосознанно запрещают себе те или иные действия, мысли, эмоции, поступки и даже не догадываются, что продиктованы они внутренними табу.

Пройти тест Фрейда

Табу в наше время.

Современное общество не производит таких категорических табу. Ученые утверждают, что количество моральных запретов зависит от уровня развития цивилизации. Одно дело – невозможность взглянуть на верховного правителя, другое – табу на убийство. Хотя многое также зависит и от самого человека. Если для одного утверждение «Не укради» находит отклик в душе, то для другого это, скорее, вызов. Все же человеку свойственно делать то, что идет ему на пользу и вредит окружающим. И останавливает его от активных действий совсем не мораль, а боязнь общественного осуждения и уголовный кодекс.

Юридические ограничения прописывает государство, которое способно наказать не хуже верховного жреца. Раньше все табу были прописаны в религиозных книгах, но сегодня многие не следуют строгим религиозным нравоучениям. Внутренние запреты продиктованы этикой и родительским воспитанием, а внешние – юридическим законом. Когда человек неосознанно или намеренно нарушает порядок, причиняет вред окружению, окружение говорит «Нам это не нравится, это ущемляет наши интересы» и создает определенные законы.

Во многих странах существуют культурные или поведенческие запреты. За их нарушение никого не посадят в тюрьму, но для окружающих нарушитель становится изгоем. То есть сам попадает под влияние табу. Например, в Японии нельзя заходить в дом в уличной обуви, жалеть плачущего человека или обращаться к вышестоящему начальнику без его разрешения. В буддийских странах запрещено прикасаться к голове ребенка, а в Швеции нельзя дарить гвоздики, которые считаются траурными цветами. И это только некоторые из большого числа ограничений. Но чтобы избежать неприятных ситуаций, их стоит придерживаться.

Нужны ли нам табу?

Нужны ли строгие запреты сегодня? Скорее, да. Конечно, старые моральные ограничения  относились к обществу, которого сегодня уже не существует. Нужны другие. Те, что направленны на сохранение жизни, например. При воспитании маленького ребенка родители строго запрещают ему приближаться к розеткам или кипящим кастрюлям. Детям совсем не обязательно знать законы движения электронов, чтобы понять: пальцы в розетку совать нельзя. Для взрослых людей – это правила дорожного движения, кодекс законов.

Социологи утверждают: чем больше у человека внутренних культурных запретов, тем качественней он вписывается в общественную среду. Хотя иногда неразумные запреты провоцируют многочисленные нарушения (амбивалентность чувств). Так, во время сухого закона, количество пьющих людей резко увеличивается.

Сосуществовать было бы намного проще, если бы все придерживались внутренних ограничений. Практикующие психологи отмечают в своих работах, что взрослым людям стоит также поучиться уважать чужие внутренние запреты. А попросту – не лезть в чужую жизнь с добровольными советами или бестактными вопросами. Даже если вам кажется, что ограничения другого человека смешны и бессмысленны, не стоит учить их жизни, давая советы вроде:

  • Ты не должен из-за этого огорчаться…
  • Не бойся, лучше быть смельчаком…
  • Необходимо себя заставить…
  • Почему тебе в голову приходят такие глупые мысли…
  • Глупо волноваться по такому незначительному поводу…

А фазу «я на твоем месте…» вообще следовало предать анафеме, вычеркнуть из памяти человечества. Единственное, что можно сделать – поделиться собственным опытом. И то, в форме диалога.

Как распознать табу?

Государство способно табуировать далеко не все процессы в нашей жизни. Но то, что не делается на уровне общества, добровольно осуществляется на уровне личности. Мы сами себе устанавливаем внутренние барьеры,  способные сильно отяготить наше существование. Мы делаем это неосознанно, но своими «психологическими руками». При этом не осознаем, что именно они являются препятствием к достижению успеха. Мы запрещаем себе:

  • Отношения с большой разницей в возрасте.
  • Счастье в повторном браке.
  • Незапланированные поступки.
  • Карьерный рост (особенно женщины).
  • Смену нелюбимой работы или уход в «свободное плавание».
  • Эксперименты и раскрепощенность в сексе.
  • Откровенный разговор с детьми, родителями.

И это только начало. Чем больше внутренних ограничений, которые мы сами себе не в состоянии объяснить, тем меньше места остается для счастья. Запреты в одной сфере жизни отражаются на остальных, а желание их нарушить ведет к рассогласованности с самим собой. Яркий пример – наш лишний вес. Мы часто едим не потому, что любим это блюдо. Мы заедаем внутренние запреты на красоту, сексуальность, отношения, материальное благополучие. И чем больше мы себе запрещаем, тем больше хочется есть. А если в это время садимся на диету, и запрещаем себе еще и любимые продукты, пиши пропало. Набор десятка лишних килограммов обеспечен.

Наши внутренние ограничения могут причинять боль близким. Например, у некоторых есть табу на извинения. Человек просто не может выговорить простые слова, способные уменьшить боль другого. Есть и такие, что мы переносим на своих детей, мужа или жену, также усложняя им жизнь. Мало того, что мы сами страдали, пусть теперь и они страдают. А ведь ответа на вопрос «Почему?» у нас просто нет. В лучшем случае мы вспомним, что нам это кто-то сказал. Так что если табуировать что-то в личной жизни, так это невмешательство в пространство близких людей.

Наши бессознательные табу похожи, скорее, на микрочипы, вживленные в голову в детском или подростковом возрасте. Но люди чаще называют их тараканами. Справиться с ментальными «тараканами» в голове помогают психотерапевты. Они раскручивают проблемы, как клубок ниток, докапываются до первопричины бессмысленного барьера. Психологи способны не только выслушать. Они снабжают клиентов инструментами, которые помогают им жить и справляться со своими запретами самостоятельно. Но и психотерапевты попадают под запрет. Ведь считается, что на сеансы психотерапии ходят психопаты, слабаки или полные неудачники. Так что перед тем, как отправиться на сеанс психотерапии, придется нарушить по крайней мере одно внутреннее табу, чтобы справиться с остальными.

Выводы:

  • Табу – это религиозное понятие, которое сегодня перешло в плоскость этической и психологической морали.
  • Сексопатологи сформулировали основное правило запретов в сексе: если ваше поведение не вредит окружающим, нет причин для его осуждения.
  • Амбивалентность – противоречивое желание следовать запрету и одновременно его нарушить.
  • Чем больше необоснованных запретов, тем больше желания их нарушить.
  • Наши ограничения нас защищают, но забирают счастье.

Пройти тест на самооценку

Ответы Mail.ru: что такое табу

Табу&#769; — термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических религиозных запретов — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу. **** Что такое "ТАБУ", определение, что значит "ТАБУ" - СЛОВОРУС табу [табу] ср. нескл. 1) устар. Религиозный запрет, налагаемый на какое-л. действие, слово, предмет, нарушение которого - по slovorus.ru/index.php?ID=62696&pg=0&w=ТАБУ&s=Т&a= ТАБУ - значение слова ТАБУ табу (табу это, что такое табу) « Д.Н. Ушаков Большой толковый ... my-dictionary.ru/word/33844/tabu Табу что такое tabu значение и толкование слова, определение термина... Что такое Табу? Энциклопедический словарь Определение термина Табу. Словарь Даля Толкование слова Табу Словарь Ожегова Что означает слово Табу? www.onlinedics.ru/slovar/brok/t/tabu.html Что такое табу, что значит табу. Что такое табу, что значит табу. ТАБУ ср. несклон. у дикарей Океании: запрет, наложенный на что-либо, завет, заповедь, говорят и у нас. Скоромное постнику табу. slovarsbor.ru/w/табу Что такое ТАБУ | Oim.ru - научный Интернет-журнал Что такое ТАБУ. Опубликовано Admin в Пнд, 03/05/2012 - 19:24. ТАБУ – запрещение какого-либо действия, налагаемое на человека в силу особого рода предписаний, исходящих из... oim.ru/content/chto-takoe-tabu.html-3 Что такое ТАБУ? - Толковый словарь русского языка на slovarus.ru Хитрые необъяснимые запреты - одно из примечательных черт табу. www.slovarus.ru/?di=8262

Запрет, причем такой, что даже обсуждать нельзя.

ТАБУ(полинез.)-1)у первобытных народов-регилиозный запрет,налагаемый на какой-либо предмет,действие,слово и т.п.,нарушение которого будто бы неминуемо влечёт жестокую кару(болезнь,смерть) со стороны сверхъестественных сил;2)*вообще-строгий запрет.

Значение слова табу. Табу у аборигенов Полинезии, у Фрейда и в наши дни

Табу - это строгий запрет определенных действий, слов, предметов. Ударение ставится на последний слог: табý. Слово пришло из языка полинезийских аборигенов, которые верили, что табу - запрещенные действия - неминуемо караются сверхъестественной силой.

В переносном смысле табу - нечто запретное, чего нельзя касаться, обсуждать, пытаться изменить. Например: «Для него разговоры о деньгах - табу».

Табу - это не обязательно что-то плохое. Наоборот, табуированы могут быть священные вещи. Скажем, имена богов, которые нельзя произносить, а нужно заменять эвфемизмами.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд рассматривал табу как основу культуры, которая начинается с запрета на убийство и кровосмешение.

Табуированный - это значит запрещенный. Например, табуированная лексика в русском языке - это мат.

Табуировать - налагать запрет на что-либо. Аноним - снять табу, то есть разрешить.

Табу у аборигенов Океании

Впервые слово «табу» записал английский капитан Джеймс Кук на островах Тонга в 1771 году. У жителей Полинезии - от Гавайских островов до Новой Зеландии - система запретов-табу регламентировала важнейшие стороны жизни человека, заменяя одновременно религиозные, моральные и юридические нормы. Например, табу запрещали браки между близкими родственниками, употребление определенной пищи, покушение на чужую собственность.

Соблюдение табу отчасти охранялось репрессивными мерами - вплоть до смертной казни - или страхом перед высшими силами. «Бывали случаи, когда люди, имевшие несчастие нарушить табу, умирали скоропостижно от одного страха перед неминуемой карой небесной», - утверждалось в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

С одной стороны, табу - это нечто священное. Так, тело, жилище и имущество правителя считались преприкосновенными, а его имя нельзя было называть. В противоположном смысле табу - что-то нечистивое, запрещенное. Все, что связано со смертью, становилось табу - человек, побывавший на похоронах, сам на несколько дней становился табу.

Табу - странное, страшное, священное слово. Новозеландец, подобно всем другим полинезийцам, больше всего на свете боялся табу. Табу могла быть гора, лес, пища, река, человек, животное - все, что угодно. Если гора табу - на нее нельзя взбираться, если табу лес - в нем нельзя охотиться, если табу пища - ее нельзя есть, если табу человек - его нельзя убить, его нельзя трогать, и он сам ни к чему не может прикоснуться, потому что все оскверняет своим прикосновением… По обычаю, на воина после татуировки налагалось трехдневное табу.

Н.К. Чуковский. «Матрос Рутерфорд в плену у новозеландцев»

Европейцам порой сложно было понять разницу между двумя видами табу. К примеру, и вождь, и отверженный человек, попавший под табу, не могли есть из собственных рук - их кормил кто-то из близких.

Тохунга, соблюдающий табу. Готфрид Линдауэр, картина конца XIX века

Многие табу были иррациональны - не имели логики и смысла даже с с точки зрения самих полинезийцев. Тем не менее, сила табу настолько велика, что эти запреты все равно соблюдались.

На Сандвичевых островах, как и на многих других остро­вах Южного моря, важную роль играли религиозные запре­ты, так называемые табу. Лица, объявленные табу, счита­лись неприкосновенными. Если табу накладывалось на учас­ток земли, на него никто не имел права ступить, если на животных - их нельзя было убивать или преследовать, пока запрет не будет снят.

Отто Коцебу. «Новое путешествие вокруг света в 1823-1826 гг.»

Сегодня в этнографии термином «табу» обозначают любые религиозные запреты.

Обществознание рассматривает табу как простейшую форму социальной регламентации в первобытной культуре. По мере развития общества на смену табу приходят нормы морали, религии, права. Отмечается, что христианское понятие грех или мусульманское харам - тоже в определенное степени продолжения табу.

Сериал «Табу» с Томом Харди

«Табу» (Taboo) - британский телесериал 2017 года с Томом Харди в главной роли. Действие происходит в 1814 году. Англичанин Джеймс Делейни, которого считали погибшим, после 12 лет в Африке и смерти отца возвращается в Лондон с украденными алмазами. Там Делейни плетет интриги против правительства и Ост-Индской компании, чтобы создать собственную торговую империю.

Том Харди в сериале «Табу»

Табу. Примеры употребления

Учитель, какой бы он негодяй ни был, всегда прав, потому что он учитель или особа священная, что-то вроде новозеландского табу; трактирщик же всегда виноват, потому что он трактирщик и кулак.
А.П. Чехов. «Именины» (1888)

Изумление и страх пред женщиной сохранились и до нашего времени, в «табу» диких племен.
Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925)

Пусть мутный и тусклый жаргон станет табу для всех педагогов-словесников.
К.И. Чуковский. «Живой как жизнь (разговор о русском языке)» (1962)

О Лере старались не упоминать. Эта тема была табу.
Юрий Трифонов. «Утоление жажды» (1959-1962)

Разумеется, есть и в эстонской литературе категорические табу - национальный вопрос, к примеру.
Сергей Довлатов. «Ремесло» (1976)

Потому и существует языковое табу, что требуются сильные, запредельные, невозможные выражения для соответствующих чувств при соответствующих случаях.
Михаил Веллер. «Ножик Сережи Довлатова» (1997)

Для каждого из нас табу необходимо. Если мы дадим возможность проявлению животного начала в себе, мы перестанем быть людьми.
Владимир Шахиджанян. «1001 вопрос про ЭТО» (1999)

К числу табуированных тем чуть ли не до конца 1980-х годов принадлежали и принудительные миграции в СССР.
Павел Полян. «В далекие края. Книги о репрессивных принудительных миграциях в СССР» (2002)

ТАБУ - это... Что такое ТАБУ?

  • табу́н — табун, а …   Русское словесное ударение

  • ТАБУ — категорический запрет на религиозной основе. Термин взят из полинезийских языков и был впервые отмечен англ. путешественником Куком на о вах Тонга (1771), где, как и вообще в Океании, имелась чрезвычайно развитая система Т. Позднее сходные… …   Философская энциклопедия

  • ТАБУ — 1) святость или неприкосновенность какой либо вещи или особы у островитян южного моря. 2) этнографический термин для обозначения религиозных запрещений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАБУ [полинез …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Табу — (полинезийское)  запрет на употребление тех или иных слов, выражений или собственных имён. Явление табу связано с магической функцией языка (речи), т. е. с верой в возможность непосредственного воздействия на окружающий мир при помощи языка. Табу …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • табу — нескл., ср. tabou &LT;полинезийское. У первобытных народов запрет, налагаемый на какое л. действие, слово, предмет, нарушение которого по суеверным представлениям карается сверхъестественными силами. БАС 1. Вознамерясь ехать на берег .. приказал… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Табу — Табу, тапу (полинез.тыйым) қоғамдық дамудың рулық тайпалық кезеңіндегі адамдарда кездесетін діни магиялық (діни сиқырлық) тыйымды білдіретін сөз, ұғым.Өзінің «классикалық» формасындағы табу жүйесін саяхатшылар мен этнографтар Полинезияда тапты,… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • табу — неизм.; ср. [полинез. tabu] У первобытных народов: запрет, налагаемый на какое л. действие, слово, предмет, нарушение которого, по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами. Обычай т. // О чём л. запретном, запрещённом, чего… …   Энциклопедический словарь

  • Табу — Табу. Завѣтное (священное), запретное (намекъ на табу въ Океаніи относительно лицъ, обрядовъ, вещей). Ср. Скоромное постнику табу. Ср. Если и было оскорбленіе, то во всякомъ случаѣ взаимное... Но у насъ на первомъ планѣ стоитъ всегда на лицо, не… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ТАБУ — ср., нескл. у дикарей Океании: запрет, наложенный на что либо, завет, заповедь, говорят и у нас. Скоромное постнику табу. У нас табачная торговля табу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • табу — вето, запрет, запрещение Словарь русских синонимов. табу см. запрещение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ТАБУ — (полинезийск.) в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТАБУ - это... Что такое ТАБУ?

  • табу́н — табун, а …   Русское словесное ударение

  • ТАБУ — категорический запрет на религиозной основе. Термин взят из полинезийских языков и был впервые отмечен англ. путешественником Куком на о вах Тонга (1771), где, как и вообще в Океании, имелась чрезвычайно развитая система Т. Позднее сходные… …   Философская энциклопедия

  • ТАБУ — 1) святость или неприкосновенность какой либо вещи или особы у островитян южного моря. 2) этнографический термин для обозначения религиозных запрещений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАБУ [полинез …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Табу — (полинезийское)  запрет на употребление тех или иных слов, выражений или собственных имён. Явление табу связано с магической функцией языка (речи), т. е. с верой в возможность непосредственного воздействия на окружающий мир при помощи языка. Табу …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • табу — нескл., ср. tabou &LT;полинезийское. У первобытных народов запрет, налагаемый на какое л. действие, слово, предмет, нарушение которого по суеверным представлениям карается сверхъестественными силами. БАС 1. Вознамерясь ехать на берег .. приказал… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Табу — Табу, тапу (полинез.тыйым) қоғамдық дамудың рулық тайпалық кезеңіндегі адамдарда кездесетін діни магиялық (діни сиқырлық) тыйымды білдіретін сөз, ұғым.Өзінің «классикалық» формасындағы табу жүйесін саяхатшылар мен этнографтар Полинезияда тапты,… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • табу — неизм.; ср. [полинез. tabu] У первобытных народов: запрет, налагаемый на какое л. действие, слово, предмет, нарушение которого, по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами. Обычай т. // О чём л. запретном, запрещённом, чего… …   Энциклопедический словарь

  • Табу — Табу. Завѣтное (священное), запретное (намекъ на табу въ Океаніи относительно лицъ, обрядовъ, вещей). Ср. Скоромное постнику табу. Ср. Если и было оскорбленіе, то во всякомъ случаѣ взаимное... Но у насъ на первомъ планѣ стоитъ всегда на лицо, не… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ТАБУ — ср., нескл. у дикарей Океании: запрет, наложенный на что либо, завет, заповедь, говорят и у нас. Скоромное постнику табу. У нас табачная торговля табу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • табу — вето, запрет, запрещение Словарь русских синонимов. табу см. запрещение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ТАБУ — (полинезийск.) в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Табу - это... Что такое Табу?

    социально-культурный запрет, подкрепляемый религиозными санкциями.

    (Источник: Сексологический словарь)

    (полинез.), в доклассовом обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление к.-л. предметов, произнесение слов и др.), нарушение к-рых, по суеверным представлениям, каралось сверхъестественными силами. Т. регламентировали важнейшие стороны жизни человека и прежде всего обеспечивали соблюдение норм брака. Пережитки Т. сохраняются во всех религиях (напр., понятие греха в христианстве).

    (Источник: Словарь сексуальных терминов)

    социально-культурный запрет, подкрепляемый религиозными санкциями

    (Источник: Краткий словарь сексопатологических терминов)

    Синонимы:
    • Суперинцизия
    • Тантризм

    Смотреть что такое "Табу" в других словарях:

    • табу́н — табун, а …   Русское словесное ударение

    • ТАБУ — категорический запрет на религиозной основе. Термин взят из полинезийских языков и был впервые отмечен англ. путешественником Куком на о вах Тонга (1771), где, как и вообще в Океании, имелась чрезвычайно развитая система Т. Позднее сходные… …   Философская энциклопедия

    • ТАБУ — 1) святость или неприкосновенность какой либо вещи или особы у островитян южного моря. 2) этнографический термин для обозначения религиозных запрещений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАБУ [полинез …   Словарь иностранных слов русского языка

    • Табу — (полинезийское)  запрет на употребление тех или иных слов, выражений или собственных имён. Явление табу связано с магической функцией языка (речи), т. е. с верой в возможность непосредственного воздействия на окружающий мир при помощи языка. Табу …   Лингвистический энциклопедический словарь

    • табу — нескл., ср. tabou &LT;полинезийское. У первобытных народов запрет, налагаемый на какое л. действие, слово, предмет, нарушение которого по суеверным представлениям карается сверхъестественными силами. БАС 1. Вознамерясь ехать на берег .. приказал… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

    • Табу — Табу, тапу (полинез.тыйым) қоғамдық дамудың рулық тайпалық кезеңіндегі адамдарда кездесетін діни магиялық (діни сиқырлық) тыйымды білдіретін сөз, ұғым.Өзінің «классикалық» формасындағы табу жүйесін саяхатшылар мен этнографтар Полинезияда тапты,… …   Философиялық терминдердің сөздігі

    • табу — неизм.; ср. [полинез. tabu] У первобытных народов: запрет, налагаемый на какое л. действие, слово, предмет, нарушение которого, по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами. Обычай т. // О чём л. запретном, запрещённом, чего… …   Энциклопедический словарь

    • Табу — Табу. Завѣтное (священное), запретное (намекъ на табу въ Океаніи относительно лицъ, обрядовъ, вещей). Ср. Скоромное постнику табу. Ср. Если и было оскорбленіе, то во всякомъ случаѣ взаимное... Но у насъ на первомъ планѣ стоитъ всегда на лицо, не… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    • ТАБУ — ср., нескл. у дикарей Океании: запрет, наложенный на что либо, завет, заповедь, говорят и у нас. Скоромное постнику табу. У нас табачная торговля табу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

    • табу — вето, запрет, запрещение Словарь русских синонимов. табу см. запрещение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

    • ТАБУ — (полинезийск.) в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие… …   Большой Энциклопедический словарь

    Книги

    • Табу, А. Грин. Александр Грин (1880–1932) – последний русский романтик, поэт, автор философско-психологических произведений, пронизанных необычайным символизмом.«Табу» – сборник восхитительных рассказов… Подробнее  Купить за 651 руб
    • Табу, Грин Александр Степанович. Александр Грин (1880-1932) - последний русский романтик, поэт, автор философско-психологических произведений, пронизанных необычайным символизмом. "Табу"-сборник восхитительных рассказов… Подробнее  Купить за 513 руб
    • Табу, Грин Александр Степанович. Александр Грин (1880-1932) - последний русский романтик, поэт, автор философско-психологических произведений, пронизанных необычайным символизмом. 171;Табу 187; -сборник восхитительных… Подробнее  Купить за 351 руб
    Другие книги по запросу «Табу» >>

    Табу что это такое (значение слова)

    Что такое табу? Каково значение слова? Как звучит его определение? В чем его смысл? В данной статье будут раскрыты эти вопросы.

    Определение этого слова существует в нескольких вариантах:

    • Табу – слово, означающее строжайший запрет на определённые действия, слова. Этот запрет обусловлен верой в то, что данные действия священны и совершение их будет караться высшими силами.
    • Это понятие, появившееся в первобытном мире, означало категорический запрет на действия, которые можно считать аморальными, по отношению к неприкосновенным личностям.
    • Это неправомерные действия людей, повлекшие за собой любого рода санкции по отношению к ним.
    • Табу – запреты, которые обусловлены определенными представлениями о том, что может нести угрозу обществу. Такое определение используется всеми народами.

    Рекомендуем: Что такое предрассудки?

    Родиной этого понятия принято считать Полинезию. С языка коренных жителей слово буквально переводится как «запрещенный». Сейчас религиозное определение утрачено, и значение «табу» стало более широким.

    Сегодня термин имеет такую формулировку: «то, о чем нельзя вести речь».

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    Значение в психоанализе

    Психологи исследуют табу как бессознательную часть каждой личности. Такое значение рассматривал в своих работах Зигмунд Фрейд, который крайне негативно отзывался о данном феномене. Он давал ему такое определение – нечто навязчивое и мешающее сознательной мотивировке.

    Специалистам в области психологии приходится встречаться с такими пациентами, которые придумали и уверовали в какие-либо запреты, старательно выполняя их. То, что в этой отрасли науки называется чрезмерной навязчивостью, можно окрестить «болезнью табу». Такие запреты являются первой ступенью к ограниченной жизни с массой воздержаний, что можно назвать табу.

    Рекомендуем: Привычка — это

    Существуют характеристики, согласно которым навязчивость и табу являются определениями схожими:

    • Такие запреты ничем не мотивированы. Человек не может четко назвать причины, ответить на вопрос: «Почему нельзя?»
    • Их исполнение происходит согласно убеждению, родившемуся внутри человека. Люди сами создают запреты и ограничивают свою жизнь.
    • Они причина церемоний и заповедей, которые вытекают из запрещенного.

    Если провести параллель между людьми с современными проблемами и древними, скованными запретами, то есть бессознательными причинами, то можно обнаружить следующее. У людей всегда возникало стремление нарушить запрет, это желание было насколько сильным, что их сковывал страх. Страх неведомого наказания побеждал желание, закрепляя за собой значение «неприкосновенного».

    По своей сути, табу являлось чем-то вроде ограждения от сильных людских соблазнов. Формулировка рассматриваемого термина говорит сама за себя, однако именно строжайший запрет разжигает жгучие искушения. Эти эмоции начинают мучить людей, нанося психике вред.

    Рекомендуем: Что такое парадигма?

    Ученые относят возникновение этого понятия к верованиям древних времен, тесно связывая их с таинственными обрядами шаманов, с поклонением тотемам. Сила самовнушения и страха перед «табу» была насколько сильна, что нарушивший его сгорал, как спичка, за считанные дни, будучи человеком полностью здоровым в физическом понимании.

    Однако этот категорический запрет помогал первобытным людям в формировании культуры. Существовали запреты на воровство, убийство, инцест – действия, разрушающие структуру племени, превращающие людей в аморальных существ. Автор: Вера Чугуевская

    Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:


    Смотрите также