Арм учителя что это такое


АРМ учителя МОУ СОШ №2

Перед современной школой поставлена задача подготовки учащихся к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Главную роль в решении этой задачи играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся необходимое условие современного образования. Поэтому использование ИКТ в образовательном процессе ставит перед учителем ряд задач по его самообразованию.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) - это комплекс, в который могут входить компьютеры и мобильные устройства, периферийные устройства (принтеры, сканеры, документ-камеры и т.д.), средства презентации (интерактивные доски, проекторы, экраны) и необходимое программное обеспечение к этим устройствам. В самом общем виде АРМ учителя представляет собой используемый в рабочих целях компьютер, к которому у учителя есть доступ. АРМ учителя является минимальным и необходимым узлом информационной инфраструктуры школы и образует условие для формирования единого информационного пространства образовательного учреждения.

Автоматизированное рабочее место учителя, как система электронных материалов для сопровождения учебного процесса позволяет решать следующие задачи:

1. Организация обучения не только в классно-урочной форме, но и во внеурочной и дистанционной форме;

2. Создание и накопление информационных ресурсов для их использования в учебном процессе;

3. Создание условий для активного использования ИКТ и цифровых образовательных ресурсов всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

4. Удобство и оперативность доступа к информационным ресурсам;

5. Повышение профессионализма учителей;

6. Повышение качества образовательной деятельности учащихся, формирования информационной активности учащихся.

7. Использование АРМ при подготовке и проведении внеклассных мероприятий.

За последнее время школа целенаправленно обновила компьютерный парк. Для кабинетов информатики и для учебных кабинетов были приобретены 27 современных компьютеров, 16 моноблоков, а также 15 ноутбуков, отвечающих самым высоким требованиям.

Все учебные кабинеты школы оснащены автоматизированными рабочими местами, подключенными не только к локальной сети школы, но и к сети интернет, работающей по технологии GPON — оптоволокно, скорость которой достигает до 6 Мб/с. В 24 учебных кабинетах школы установлены интерактивные доски, позволяющие не только делать учебный процесс более наглядным и содержательным, но и принимать участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, вебинарах.

В обоих зданиях школы оборудованы так называемые «Электронные учительские», которые оборудованы несколькими АРМ, копировально-множительной техникой, сканером, доступом в локальную сеть школы и сеть Интернет.

В 2014 году в школе была создана единая корпоративная компьютерная сеть, объединившая в себе локальные сети зданий на улице Алмазной и основного здания школы, значительно удаленных друг от друга.

Системным менеджером школы регулярно проводится отслеживание потребностей в обслуживании, ремонте, усовершенствовании технических средств, пополнении расходных материалов. Проведена большая работа по модернизации и обновлению компьютеров, на всех компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение, антивирусное, системное и сервисное ПО. Проведена инвентаризация компьютерной техники и составлен список на списание части старых компьютеров и мониторов.

Но уникальность рабочих мест педагогов нашей школы заключается не только в том что они оборудованы современной техникой и программным обеспечением, а тем, что каждое АРМ педагогов школы является пультом управления единого информационного пространства учреждения. Информационно-образовательная среда школы №2 состоит из совокупностей сред, которые взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Каждая среда представляет собой самостоятельную конструкцию со своим содержанием и реализацией свойственных ей функций, но её существование неотделимо связано с другими средами.

Все – информация о жизни школы, об учащихся, успеваемости, результатах экзаменов, олимпиад, спортивных достижений; поздравления учителям, информация для родителей – организационная, правовая и многое другое. Сеть информационных экранов, расположенных в рекреациях и коридорах школы, позволит реализовать школьное телевидение и показать результаты творческой деятельности учащихся.

Это современный продвинутый компьютер, встроенный в специальный защищенный корпус и антивандальным стеклом. Работает абсолютно автономно и оснащается широким спектром встраиваемого оборудования и программного обеспечения. Служит для входа учащихся и их родителей в Электронный Журнал, для чтения новостных лент школы, для связи с администрацией и учителями ОУ.

Электронный дневник учащегося - это система позволяющая перевести большую часть оперативной информации используемой в образовательном процессе в электронный вид с последующей доставкой до участников системы (родители, учащиеся, преподаватели) посредством сети Интернет и на различные устройства (стационарный компьютер, мобильный телефон, интернет-планшет и.т.д.) С помощью нашей системы родители смогут следить за успеваемостью ребенка: за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, а так же общаться онлайн с учителями и администрацией школы. Основной задачей системы является ускорение процесса обмена информацией между участниками образовательного процесса и повышение удобства доступа к этой информации.

  • Создан дополнительный модуль под названием «Электронная библиотека», - дополнительный сервис, позволяющий всем участникам образовательного процесса пользоваться виртуальной библиотекой, размещенной на сервере школы. Сервис создан в оболочке «MARK-SQL»;

  • Создана система локальных папок общего доступа, которая позволяет осуществлять электронный документооборот всем участникам образовательного процесса. Общие папки — это удобный способ обмена файлами на компьютере. С помощью общих папок можно обмениваться файлами с другими пользователями, работающими на одном компьютере, а также с пользователями, работающими на других компьютерах в сети. Любой файл или папка, помещенные в общую папку, автоматически становятся доступными для других пользователей, которые имеют доступ к общим папкам.

  • Школьное Интерактивное Телевидение («NEW-School»). В школе №2 около года назад было создано Интерактивное Школьное Телевидение, участниками которого являются учащиеся 9 классов. С помощью мультимедийных инструментов (фотоаппарат, видеокамера, штатив, осветитель, Movie Maker) ребята снимают школьные мероприятия, монтируют из них новостные ленты и транслируют их на информационных экранах, установленных в рекреации школы.

  • Система видеонаблюдения (c Online-статусом).

В рамках исполнения государственного контракта с Рособрнадзором на оказание услуг по организации видеонаблюдения при проведении Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), ‪‎специалисты компании «Ростелеком» завершили монтаж оборудования в учебных аудиториях МОУ СОШ №2, отведенных для проведения ЕГЭ.

  • Автоматизированная система информационного обеспечения управления (АСИОУ) включает в себя специализированное прикладное программное обеспечение, использование которого дает возможность производить анализ состояния образовательного процесса и выявлять имеющиеся закономерности, учет которых обеспечит достижение большей управляемости системы. Для выявления закономерностей, определяющих состояние образовательного процесса, в АСИОУ используются подходы, разработанные в рамках когнитивной компьютерной графики. Данные, отражающие состояние того или иного элемента образовательного процесса, представляются как с использованием различных типов диаграмм (графиков, гистограмм, лепестковых диаграмм).

Информационное развитие школы №2 не останавливается на достигнутых результатах. В 2015/2016 учебном году в школе планируется запуск нового модуля «Интерактивное портфолио класса», в котором каждый класс будет хранить информацию о своих достижениях, фото-отчеты классных мероприятий, с возможностью их дальнейшей трансляции на «Информационном Экране».

Системным менеджером школы ведется продуктивная работа над созданием в обоих зданиях школы «Внутренней Почты», с помощью которой все участники образовательного процесса смогут не только вести переписку и осуществлять электронный документооборот, но и совершать бесплатные голосовые и видео-звонки.

Автоматизированное рабочее место учителя

С приходом в нашу жизнь персональных компьютеров, перед представителями различных профессий открываются новые возможности. В настоящее время любого учителя можно сравнить с инженером. Инженер - учитель - это учитель эры информатизации. Он обладает мобильными знаниями, гибким методом и критическим мышлением, нужными ему для целенаправленного анализа, проектирования, конструирования и результативного использования дидактических объектов в обучении. А дидактическая инженерия - это научно-практическая деятельность инженера- учителя, в процессе которой он анализирует, проектирует и применяет дидактические объекты в условиях глобального распространения информационных технологий с целью достижения планируемых результатов обучения [3]. Одним из видов конструктивной функции учителя является конструктивно-оценочная: проектирование эффективной системы контроля и оценки учебной деятельности учащихся.

В начале каждого учебного года учитель начинает работать над созданием своего портфеля учителя-предметника, в который входят все необходимые для этого материалы. С годами материал накапливается все больше и больше. Хранить это все становится тяжело, а выкинуть созданное своим трудом - рука не поднимается. Ведь сколько усилий приходится прилагать для создания всех документов! Это и календарное планирование, и ежегодные различные отчеты по предмету, и мониторинг обученности учащихся.

Итогом моей работы по данной теме стала разработка автоматизированного рабочего места учителя. Его содержание может оказаться полезным для любого учителя.

Первоначально я попыталась найти что-либо готовое, что можно было бы просто применять в повседневной практике. В различных интернет - сообществах учителей [2] можно найти очень интересные материалы, но все они подходят для конкретного человека. Невозможно найти что-то универсальное, чтобы устраивало всех. Можно использовать идеи готовых ресурсов, но их необходимо перерабатывать под себя. Поэтому я решила, используя идеи других, попробовать сделать что-то свое, что бы упростило повседневный учительский труд.

Так началась моя работа над созданием АРМ учителя математики, который выполнен с помощью электронных таблиц и Microsoft Excel [1], [4]. В него вошли различные таблицы и документы:

  1. Календарное планирование.
  2. Тексты самостоятельных работ.
  3. Тексты контрольных работ.
  4. Мониторинг обученности учащихся.
  5. Анализы контрольных работ.
  6. Электронный журнал.
  7. Отчеты о прохождении программы.
  8. Оценки класса
  9. Пропуски уроков

Календарное планирование

Календарное планирование составляется учителем ежегодно. Электронный вариант позволяет сразу выходить на запланированные самостоятельные и контрольные работы. Например, если у меня на данный урок запланирована контрольная работа по математике, то, нажав на данную строчку, я сразу перехожу к карточкам для данной работы и вывожу их на печать.

Мониторинг обученности

Данный мониторинг позволяет сравнивать ученика самого с самим. Результаты контрольной работы, внесенные в сводную ведомость, автоматически переносятся на персональный лист ученика, и по этим данным строится сравнительная диаграмма. По данной диаграмме можно сравнить результаты обучающегося с его же предыдущими результатами.

Анализ контрольных работ

Анализ контрольных работ, выполненный с помощью электронных таблиц, позволяет автоматизировать часть работы, связанную с вычислением процента успеваемости и качества обученности. Не секрет, что именно это и вызывает много трудностей у учителей - предметников. Используя данный анализ, можно не высчитывать все эти проценты самостоятельно. Внесите свои данные в некоторые ячейки таблицы и, все будет подсчитано автоматически. Так, например, вы вносите данные о количестве полученных на контрольной работе пятерок, четверок, троек и двоек, а компьютер сразу подсчитывает количество присутствующих учеников на контрольной работе и выводит, необходимые проценты.

Электронный журнал

Электронный журнал позволяет отслеживать все оценки учащегося. Вы всегда будете иметь перед собой четкую картинку, показывающую, что выходит на данном этапе у ученика за четверть или полугодие. Средняя текущая оценка позволяет сравнивать текущие результаты ученика с предыдущими результатами, вовремя обратить внимание учителя на необходимую работу с данным учеником в ближайшее время.

Отчет по прохождению программы

Данная таблица позволяет также экономить время учителя на подведении итогов прохождения программы. Все необходимые подсчеты сделает за вас компьютер. Если учитель работает с классами одной параллели, то достаточно заполнить верхнюю таблицу, остальные заполняются автоматически.

Оценки класса

Классному руководителю регулярно приходится выставлять оценки учащихся в дневники для ознакомления родителей с ними. Электронные таблицы позволяют сразу же дать родителям представление о достижениях их детей и видеть средний балл, выходящий у ребенка на данном этапе. Работа ведется только с листом "Предметы". Список обучающихся вносится на один предмет, на остальные предметы происходит автоматическое копирование. На листе оценок классный руководитель выставляет полученные оценки обучающихся за определенный период. Эти же оценки автоматически переносятся на персональные листочки для вклеивания в дневник учащихся.

Пропуски

Каждому классному руководителю в конце четверти проходится сталкиваться с необходимостью подсчитывать количество пропусков за прошедший период. И все знают, как тяжело это бывает подсчитать. Где-то ошибся и в конце года не можешь свести все вместе. А электронные таблицы все подсчитают и проверят.

Приложение.

Литература

  1. Нечаев, В.М. Microsoft Excel. Электронные таблицы и базы данных в задачах. - М.: Интеллект-Центр, 2004-.с. 96.
  2. Чошанов М. Дидактическая инженерия: дидактика эпохи информатизации // Директор школы- 2008.- №5 -с. 53-59.
  3. Экслер А.Б. Microsoft Office 2003. Самый полный и понятный самоучитель. - М.: НТ Пресс, 2008.

Использование автоматизированного рабочего места учителя (АРМ) в учебном процессе.

Совсем недавно в 2008 году (ФОТО) компьютерный гений Билл Гейтс говорил: «Мир находится на подходе ко "второй декаде" развития компьютеров, когда компьютерные технологии получат повсеместное распространение и сделают жизнь человека насыщеннее, богаче и многогранней… Нас в скором времени ожидает невиданное прежде распространение компьютеров, которое полностью изменит человеческую жизнь»… (08.01.2008 Mediactivist/ru, 08.01.2008 Dolgfactor.ru) И нам кто начал работать по ФГОС- его слова стали пророческими, в декабре прошлого года мы получили оборудование автоматизированные рабочие места педагога и учащихся. (АРМ)

Однако, как говорил Альберт Эйнштейн, «каждый важный успех приносит новые вопросы, а всякое развитие обнаруживает со временем всё новые и более глубокие трудности». С чем мы и столкнулись сегодня. На нашем семинаре попробуем найти положительные и отрицательные моменты компьютеризации школы.

Перед современной школой поставлена задача подготовки учащихся к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. С 2009 года мы все перешли на реализацию федеральных государственных стандартов, которые непосредственным образом требуют осуществление задачи – владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся- необходимое условие современного образования. Решение этих задач может быть достигнуто при использовании педагогом современных технических средств в процессе обучения.

В 2012 году наша школа получила оснащение для двух кабинетов современными техническими средствами оборудованием АРМ для педагога и учащихся.

. Автоматизированное рабочее место включает не только компьютер, но и специализированное цифровое оборудование, а так же программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности. Конкретная комплектация автоматизированного рабочего мета определяется его методом в информационной среде образовательного учреждения, характером применения и степенью участия в образовательном процессе.

Эффективное применение современных технических средств в образовании возможно лишь при наличии целостного комплекса оборудования, программного обеспечения, методического обеспечения, сопроводительной документации, организационных мер по внедрению, поддержке и ремонту комплекса оборудования, подготовке педагогов.

Сегодня попытаемся рассмотреть оборудование АРМ.

Программное обеспечение педагогов и обучающихся имеют одинаковый интерфейс:

  1. Ноутбук учителя

  2. Ноутбуки учащихся

  3. Интерактивное оборудование (интерактивная доска, проектор короткофокусный, документ – камера) предназначено для визуализации учебного материала, полученного с цифровых и нецифровых носителей на интерактивном экране, сохранения результатов образовательного процесса и образовательных достижений.

  4. Копировально-множительная техника (многофункциональное устройство) предназначен для тиражирования учебного материала

  5. Средства фиксации и ввода графической информации (фотоаппарат, сканер) они позволяют создавать мультимедиа продукты любой сложности.

  6. Обучающая цифровая лабораторная учебная техника (комплект цифрового лабораторного оборудования для начальной школы, микроскоп цифровой) предназначен для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также для формирования у детей навыков цифрового измерения результатов, проведения натурных экспериментов в пределах учебного помещения и вне его.

Итак, цифровую лабораторию мы применили одной из первых. Оборудование поступило зимой, стояли сильные морозы. Сначала учителя разбирались с лабораторией, измеряя температурный режим, а затем и дети. Сейчас наши третьеклассники спокойно измеряют температуру воздуха, температуру водоема, уровень громкости шума и световое освещение

Всю свою педагогическую деятельность любой учитель задается вопросом, как сделать так, чтобы ребёнок с любым типом восприятия успешно усваивал учебный материал на уроке?

Учителя начальных классов лучше всех знают, что в классе есть ученики, которые быстрее запоминают и понимают, если им дать возможность увидеть предмет изучения, дать письменную инструкцию. Этим детям необходимы книги с картинками, чтобы понять содержание. Другим - достаточно один раз услышать, чтобы правильно выполнить задание. Они легче запоминают материал, если проговаривают вслух. Третий тип школьников успешно учится, если опирается на тактильные и кинестетические способности. Они эффективнее обучаются в действии, им необходим метод проб и ошибок. Но есть дети смешанного и комбинированного типа восприятия. Естественно, что только одной магнитной классной доской тут не обойтись . Поэтому на помощь приходят средства- мультимедиа, которые повышают активность на уроках.

Под медиа-уроками мы понимаем упорядоченный набор интерактивных программ, предназначенный для наглядной демонстрации изучаемого материала. .

Для уроков и занятий во внеурочной деятельности мы разрабатываем для учеников интеллектуальные игры «Самый умный», «Что?Где?Когда?» Дети с азартом ищут ответы на вопросы, чтобы иметь возможность победить в этих играх. У многих появился познавательный интерес к учебным предметам: математике, русскому языку, литературе и окружающему миру. Ребята большим интересом стали искать в энциклопедиях занимательные вопросы для игры. Все презентации разрабатываем в программе « «. Ко многим учебным предметам составляем презентации, особую помощь они оказывают на уроках изо, технологии, окружающий мир. Например у меня нет таланта хорошо рисовать, Но Благодаря таким презентациям дети видят поэтапность работы, могут оценить размер в пространстве и у детей проявляется интерес к данной работе, развивается ориентация в пространстве, внимание, умение работать поэтапно , по алгоритму.

Однако самой большой находкой на сегодняшний день для нас является интерактивная доска. Дети научились передвигать предметы, слова и целые предложения, писать и моментально стирать.

Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть «волшебное перо», с помощью которого можно вставить пропущенные орфограммы, цифры. Можно детям поработать корректором, то есть исправить текст ошибками ,составить и проиллюстрировать задачи, поконструировать геометрические фигуры. Чтобы получить возможность поработать на такой доске, детям необходимо начала активно поработать устно, аккуратно выполнить работу в тетради. Равнодушных в классе нет, Рисование на доске, когда можно сделать интересную заливку, поиграть с проектором, шторкой «Догадайся ,что я написал или что изображено на картинке, такая работа у детей вызывает интерес.

Мы все научились делать презентацию.

Но проблем с использованием ИКТ на уроке остается еще много.

Когда в XIX веке австриец Петер Миттерхофер разработал пишущую машинку, специалисты Венского политехникума ответили: "Чтобы научиться печатать на машинке, требуется затратить много времени и усилий. Даже людям, подготовленным к такой работе, невозможно достичь той же скорости и надежности, что и при обычном письме".

Аналогичная ситуация происходит и сегодня. Чтобы подготовить мультимедийный урок, от учителя требуются значительные временные и трудовые затраты, к которым далеко не все готовы.

Хочется выделить из мультимедийного оборудования –Документ камера. Документ камера на уроках решает много проблем ее мы используем практически на каждом уроке.

У детей в начальной школе в основном наглядно-образное мышление. Им необходимо научиться правильно ручку держать, правильно оформлять работу в тетради, особенно по математике. Постоянно нужен образец.

Документ – камера позволяет нам демонстрировать работы лучших учеников, как эталон. Это оказалось более эффективно, нежели эталон учителя! Ребята стараются быть внимательными, аккуратными, чтобы именно их работа стала эталоном для остальных учеников. Когда 3-4 ученика выполнят и покажут отличные работы, остальные понимают, что это возможно, но у них пока не хватило внимательности, усидчивости или тренировки в скорости письма. На уроках письма учителя переставляют документ камеру на первую парту. .Это почетное место может занять ученик, у которого во время работы на данном уроке каллиграфия оказалась лучше многих, и не было орфографических ошибок.

Тогда ученик выполняет работу- эталон, а все видят, как он красиво выводит буквы, правильно держит ручку. За урок на этом мете могут поработать 3-4 ученика. Поэтому ни у кого не остается сомнений, что писать быстро и красиво и без ошибок на уроке возможно.

На уроке технологии мы тоже используем документ-камеру. Например, при выполнении аппликации дети показывают, как они держат ножницы при вырезании деталей, как накладывают шаблон и его обводят. документ-камера решает много проблем, к примеру большую демонстрационную картину ,плакат, иллюстрацию найти трудно, с помощью документ-камеры можно увеличить быстро и легко.

На уроках письма я переставляю документ – камеру на первую парту. Это почётное место может занять ученик, у которого во время работы на данном уроке каллиграфия оказалась лучше многих, и не было орфографических ошибок.

Тогда этот ученик выполняет работу - эталон, а все видят, как он красиво выводит буковки, правильно держит ручку.

Но увлекаться информационно-коммуникативными технологиями много нельзя. Необходимо помнить каждому учителю нормы СанПина (обратите внимание, у вас это есть в файлах). Нарушение СанПина пагубно сказывается на здоровье детей. На данный момент уже многие европейские государства отказались и отказываются от использования интерактивного оборудования, это объясняется тем, что здоровье детей ухудшается. К тому же европейские ученые пришли к мнению, что интерактивная доска убивает способность к творческому обучению, о чем было сказано 27 ноября 2013 года в программе «Вести России».

Но для нас, учителей, и наших детей в настоящее время это очень интересно, заманчиво и трудно. Я думаю, что пройдет 10-20 лет и наши ученые проведут свои исследования, и тогда уже с точностью можно будет говорить о вреде или пользе интерактивного оборудования в образовательной сфере.

5


Организация автоматизированного рабочего места учителя информатики средней школы

Введение

 

С появлением персональных компьютеров их стали устанавливать на рабочие места и оснащать новыми инструментальными средствами, которые ориентированы на пользователя, не являющегося программистом. В последние годы широкое распространение получила концепция распределенных систем управления народным хозяйством, которая предусматривает локальную обработку информации. Это в первую очередь связано с созданием рабочих мест, на которых в режиме диалога может быть осуществлена автоматизированная обработка данных в конкретной предметной области.

К основным причинам необходимости создания АРМ относят:

увеличение объемов информации и необходимость сократить сроки ее обработки;

повышение производительности труда за счет интенсификации;

усложняющиеся требования к деятельности в различных сферах и стремление к сокращению численности штата сотрудников;

постоянное совершенствование форм и методов профессиональной деятельности.

В рамках процесса информатизации общества происходит процесс оснащения учреждений, в том числе системы образования компьютерной техникой, программным обеспечением, а также и средствами телекоммуникаций для того, чтобы обеспечить доступ к современным информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, и родителей. В частности, повсеместно в средних школах начинают применяться оборудование для проведения интерактивных уроков, часто, в этом случае говорят об автоматизированном рабочем месте учителя.

Однако под автоматизированным рабочим местом (АРМ) учителя понимается не только комплект оборудования, с помощью которого учитель-предметник может давать интерактивные уроки, а ещё и комплекс учебных материалов различного вида, нормативно - правовых, методических материалов и программных средств, позволяющих структурировать и организовывать деятельность учителя. Такие комплексы должны иметь как понятный интерфейс, так и позволять работать в различных режимах, т.е. on-line или off-line. При этом желательно, чтобы АРМ учителя позволяло :

осуществлять возможность работы или со всем классом, или с группой, или индивидуально;

охватывать всех участников образовательного процесса;

легко редактироваться и изменяться.

Т.о. АРМ учителя должен помочь педагогу в проведении уроков, подготовке к занятиям, как в домашних условиях, так и в условиях школы (лицея, гимназии и др.), школьной библиотеке, школьном или районном медиацентрах, а также помочь ученику эффективнее освоить конкретный вопрос или тему учебной программы.

В настоящее время существует как коммерческие, так и некоммерческие предложения АРМ в связи с этим актуальным является рассмотрение вопроса классификации и видов автоматизированных рабочих мест.

Объект исследования - автоматизированное рабочее место.

Предмет исследования - выявление минимального состава обеспечения автоматизированного рабочего.

Цель - провести классификацию и виды обеспечения автоматизированных рабочих мест.

Задачи работы:

Определить понятие АРМ и его типовую структуру;

Проанализировать существующие классификации и виды автоматизированных рабочих мест;

Охарактеризовать конкретное АРМ на примере АРМ учителя информатики средней школы.

1. Теоретические аспекты автоматизированных рабочих мест

 

1.1 Понятие автоматизированного рабочего места и его функции

 

Можно выделить несколько наиболее часто используемых определений автоматизированного рабочего места.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) - индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу на экран или печать необходимых ему документов и данных.

Автоматизированное рабочее место - комплекс технических средств вычислительной техники, обеспечивающий эффективное взаимодействие пользователя (конструктора, проектировщика, научного работника и т. п.) с системой автоматизированного проектирования, системами технологической подготовки эксперимента, управления экспериментом, автоматизации научных исследований и т. п. АРМ может быть терминалом электронно-вычислительных машин или автономным устройством, базирующимся на мини (микро) - ЭВМ. АРМ составляют периферийные устройства электронно-вычислительных машин (алфавитно-цифровой дисплей, графический дисплей, графопостроитель, диджитайзер), ориентированные на режим диалога и работу с графической информацией. АРМ имеет своё математическое обеспечение, включающее диалоговую операционную систему и пакет прикладных программ, состав которого зависит от назначения АРМ.

Автоматизированное рабочее место можно определить как совокупность информационных, программных и технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию профессиональных функций в конкретной предметной области.

Исследуя различные точки зрения сущность АРМ можно определить также следующим образом.

АРМ - это проблемно- ориентированный программно-технический комплекс, включающий технические и программные средства, информационное и методическое обеспечение для решения задач пользователя в некоторой предметной области и оперативного удовлетворения его информационных и вычислительных запросов непосредственно на рабочем месте в режиме диалога с ЭВМ.

АРМ присущи следующие признаки:

доступная пользователю совокупность технических, программных, информационных и других средств;

размещение ВТ непосредственно (или рядом) на рабочем месте пользователя;

возможность создания и совершенствования проектов автоматизированной обработки данных в конкретной сфере деятельности;

осуществление обработки данных самим пользователем;

диалоговый режим взаимодействия пользователя с ЭВМ как в процессе решения задач конкретной предметной области, так и в процессе их проектирования.

Создание АРМ предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, а специалист выполняет часть ручных операций, требующих творческого подхода. Персональная техника применяется пользователем для контроля производственно-хозяйственной деятельности, изменения значений отдельных параметров в ходе решения задачи, а также ввода исходных данных в автоматизированной информационной системе (АИС) для решения текущих задач и анализа функций.

АРМ как инструмент для рационализации и интенсификации различного рода деятельности создается для обеспечения выполнения некоторой группы функций.

Наиболее простой функцией АРМ является информационно-справочное обслуживание. Хотя эта функция присуща любому АРМ, особенности ее реализации существенно зависят от категории пользователя.

АРМ имеют проблемно-профессиональную ориентацию на конкретную предметную область. Профессиональные АРМ являются главным инструментом общения человека с вычислительными системами, играя роль автономных рабочих мест. АРМ выполняют децентрализованную одновременную обработку информации на рабочих местах исполнителей в составе распределенной базы данных (БД). При этом они имеют выход через системное устройство и каналы связи в ЭВМ и БД других пользователей, обеспечивая, таким образом, совместное функционирование ЭВМ в процессе коллективной обработки.

АРМ, созданные на базе персональных компьютеров - наиболее простой и распространенный вариант автоматизированного рабочего места. Такое АРМ рассматривается как система, которая в интерактивном режиме работы предоставляет конкретному работнику все виды обеспечения монопольно на весь сеанс работы. Пользователь сам выполняет все функциональные обязанности по преобразованию информации.

Функционирование АРМ в рамках локальной компьютерной сети в виде рабочей станции - это наиболее эффективный режим работы АРМ, особенно при «распределении» информационно-вычислительных ресурсов между несколькими пользователями.

Более сложной формой является АРМ с использованием ПК в виде интеллектуального терминала, а также с удаленным доступом к ресурсам главного ПК или внешней сети. В этой ситуации несколько персональных компьютеров подключены по каналам связи к главному ПК, однако каждый ПК может работать и как самостоятельное терминальное устройство.

В наиболее сложных системах помимо ресурсов главного ПК сети, используя специальное оборудование АРМ можно подключать к различным информационным службам и системам общего назначения, например к службе новостей, глобальным информационно-поисковым системам, к базам данных или знаний, библиотечным системам и т.п.

Возможности каждой АРМ в первую очередь зависят от технико-эксплуатационных характеристик ПК, которые лежат в их основе.

Если ПК используется в качестве АРМ небольшой локальной сети, на котором централизованно хранится вся информация, необходимая для работы, то объем обрабатываемой информации невелик. Скорость работы при этом определяется скоростью диалога оператора и ПК, а не быстродействием компьютера. В связи с этим для автоматизации деятельности многих профессий приемлем стандартно сборный ПК с небольшим быстродействием и минимальным объемом оперативного запоминающего устройства.

В том случае, если необходимо осуществлять регулярную подготовку объемных документов и использовать большие массивы информации, то необходимо устанавливать мощные персональные компьютеры с большим объемом внешней и внутренней памяти.

Типовая структура АРМ

С появлением персональных компьютеров их стали устанавливать на рабочие места и оснащать новыми инструментальными средствами, которые ориентированны на пользователя, не являющегося программистом.

Обычно в состав АРМ входят три основные компоненты:

обучающая система, которая може

Информационные технологии в управлении школой

Любая школа представляет собой системный объект, и поэтому его информатизация существенно влияет на все стороны её жизнедеятельности – от содержания образования до финансово-хозяйственных вопросов, включая психологический климат в коллективе, систему ориентиров и точек роста образовательного учреждения. Таким образом, информационная среда имеет познавательную ценность, оказывает эмоциональное воздействие, способствует развитию личности ребёнка и профессиональному становлению учителя.

Что же с этой точки зрения даёт создание единой информационной среды школы, внедрение ИКТ в образовательный процесс?

Во-первых, стимулирует творческую активность, освобождает от физиологических ограничений, страха самовыражения.

Во-вторых, снимает нагрузку – рутинные операции выполняются машиной, а учитель оперативно привлекает необходимые источники текстовой, графической и аудиовизуальной информации.

В-третьих, расширяются возможности представления результатов учебной деятельности учениками. Это не только тетрадные листки с сочинениями, ответами на вопросы или решёнными задачами, а иные продукты – гипертексты, презентации, модели. Работы ребёнка с применением ИКТ при профессиональном сопровождении педагога имеют более высокий эстетический и технический уровень. Очень важно, что практически значимые продукты доступны для трансляции и применения другими людьми.

Единая информационная среда образовательного учреждения должна включать компоненты, обеспечивающие информатизацию основных видов деятельности школы: управление кадрами; управление ресурсами; обеспечение коммуникации; управление контингентом обучающихся.

Общие требования к реализации информационной среды образовательного учреждения включают:

  • единую базу данных;
  • однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования;
  • разграничение прав доступа к данным;
  • использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;
  • возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.

Единая информационная среда – это условие и средство сложных внутрисистемных взаимодействий типа «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая система»,  «человек – художественный образ». Единая информационная среда развивается как открытая самоорганизующаяся система в соответствии с логикой и закономерностями собственного развития и должна порождать новые формы деятельности в учреждении, менять и обогащать всю систему обучения.

Развитие единой информационной среды связано с постоянным повышением уровня её организации и технического оснащения. Единство и целостность структуры информационной среды определяются единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного учреждения.

При проектировании единой информационной среды образовательного учреждения необходимо следующее:

  • обеспечивать на базе компетентностного подхода формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса;
  • исследовать возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания учебных предметов, а также в деятельность воспитательной службы образовательного учреждения;
  • создать условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса в учебное и внеучебное время, исходя из потребностей;
  • обеспечить для участников образовательного процесса открытый доступ к информационным каналам локальной вычислительной сети, глобальной сети Интернет и ресурсам медиатек;
  • организовать процесс критического осмысления накапливаемого эмпирического педагогического опыта, его обобщения и анализа, а также обмен опытом по информатизации образования на различных уровнях;
  • обеспечить непрерывное развитие технической инфракструктуры единой информационной среды,  работу технического персонала, проведение плановых регламентных работ, текущего ремонта и экстренного устранения неисправностей, необходимое финансирование.

Современная организация труда руководителя школы, как правило, не предусматривает использование компьютера для решения повседневных задач. Но парадокс в том, что задач, для решения которых могут быть использованы возможности информационно-коммуникационных технологий, в школе не счесть. Использование информационных технологий позволяет:

  • вести поиск в Интернете нормативно-правовой информации;
  • хранить информацию по различным аспектам деятельности школы:
    1. учебной;
    2. воспитательной;
    3. кадровым вопросом;
    4. инвентаризации библиотечного фонда школы;
    5. бухгалтерии.

В современной школе действуют всего три коммуникативных канала, через которые администрация взаимодействует с персоналом: приказы, совещания и доски объявлений. И только один из них как-то регламентирован –  приказы. Остальные функционируют с крайне низкой эффективностью. Управляющее воздействие, направленное через эти каналы, рассеивается, чёткая обратная связь отсутствует или выражена весьма слабо.

Решить задачу повышения эффективности текущего управления возможно путём перестройки двух последних коммуникационных каналов средствами информационно-коммуникационных технологий. В условиях нарастающего потока информации хочется избавиться от большого количества информационных стендов и бесконечной череды совещаний.  Однако такой проект может быть успешным лишь при соблюдении целого ряда требований:

  • использование для создания первичных документов только простейших и широко распространённых программных продуктов;
  • минимум дополнительного оборудования и программного обеспечения;
  • минимизация требований к уровню подготовки участников процесса;
  • доступность конечного продукта, обеспечиваемая через локальную сеть школы.

Поставленная задача решается в несколько этапов.

Первый – определение круга участников и формализация их требований к программе;
второй – поиск или написание необходимого программного обеспечения;
третий – техническое оснащение рабочих мест;
четвёртый – обучение персонала;
пятый – внедрение программы;
шестой – оценка эффективности.

Во многом решить поставленную задачу можно с помощью информационной системы управления образовательного учреждения. Дл этого в школе должно быть создано адекватное количество рабочих мест и выработана технология совместной работы пользователей этих мест в рамках автоматизированной системы. В первую очередь следует определиться в количестве автоматизированных рабочих мест: администратора, секретаря, учителя.

АРМ администратора. Оно обеспечивает параллельный ввод персонально - ориентированных заданий и поручений всеми сотрудниками администрации школы и ведёт календарь исполнения.

АРМ секретаря. Рабочее место предназначено для решения задач по централизованному вводу данных. Например, общешкольных планов, календаря мероприятий, графиков консультаций и т.п.

АРМ учителя. Это простейшее по функциональному назначению рабочее место обеспечивает доступ учителя к персональному перечню поручений. Таких АРМов может быть установлено сколько угодно. Первое такое рабочее место должно быть оборудовано в учительской. Это имеет смысл, так как привязывает вводимое новшество к уже привычной, сформировавшейся годами манере выполнения работы учителем, чётко вписываясь в алгоритм: пришёл, взял журнал, посмотрел замещения, прочитал поручения, пошёл на урок.

Таким образом, для внедрения в школе системы автоматизации оперативного управления должно быть необходимое количество компьютеров, объединённых в локальную сеть. Локальная сеть позволяет связывать рабочее место директора со всеми автоматизированными рабочими местами и скоординировать работу администрации и педагогов.

Современный этап модернизации образования обозначил рост интереса со стороны всех основных участников образовательного процесса и, в первую очередь, основных «заказчиков» образовательных услуг и качества обучения - учащихся, их родителей и государства, к проблеме информатизации образовательных учреждений.

Оснащение лицензионным программным обеспечением и автоматизация деятельности образовательных учреждений являются одним из заметных направлений приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО), проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) и других проектов модернизации отечественного образования.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» был сформирован и поставлен во все общеобразовательные учреждения РФ стандартный (базовый) пакет программного обеспечения (СБППО).

В целом реализация проекта по поставке СБППО способствует формированию во всех школах страны равных условий обучения с использованием лицензионного программного обеспечения ведущих производителей. Обеспечение общеобразовательных учреждений единым комплексом для автоматизации управления школой создает благоприятные условия и для внедрения в школе системы автоматизации оперативного управления, и организации сбора унифицированных данных из подведомственных учреждений и их консолидации в органах управления образования.

Комплект, получивший название «Первая ПОмощь 1.0», включает Программный комплекс «1С:Управление школой», который и предназначен для автоматизации процесса управления общеобразовательным учреждением. Программный комплекс «1С:Управление школой» включает сетевую платформу «1С:Предприятие» и набор решений: «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ», «1С:Школьное Питание», «1С:Школьная Библиотека», «1С:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера ПРОФ», «1С:Зарплата и Кадры», а также редактор расписания «ХроноГраф 3.0 Мастер», электронный справочник «Образование, наука, инновации» и электронный каталог для школьных библиотек.

Программный комплекс «1С:Управление школой» предоставляет следующие возможности:

  • систематизация данных о сотрудниках и учащихся;
  • автоматизация вопросов планирования и организации учебного процесса;
  • управление административно-финансовой и хозяйственной деятельностью;
  • автоматизация библиотечной деятельности;
  • организация учета питания.

Базовый функционал комплекса позволяет удовлетворить нужды подавляющего большинства общеобразовательных учреждений, однако при наличии индивидуальной специфики в организации учебного процесса или структуры школы комплекс может быть соответствующим образом модифицирован с использованием встроенных инструментальных средств «1С:Предприятия».

Пользователями программного комплекса «1С:Управление школой» являются следующие работники общеобразовательных учреждений: директор, заместитель директора, классный руководитель, преподаватель-предметник, библиотекарь, секретарь-делопроизводитель, бухгалтер, ответственный за питание и диетолог.

Комплекс предоставляет возможности систематизации данных о сотрудниках и учащихся, автоматизации вопросов планирования и организации учебного процесса, управления административно-финансовой и хозяйственной деятельностью, автоматизации библиотечной деятельности и организации учета питания.

Использование общеобразовательными учреждениями комплекса для автоматизации управления школой создаст благоприятные условия для организации сбора унифицированных данных из подведомственных учреждений и их консолидации в органах управления образования.

В любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы эффективную работу.

Основное преимущество автоматизации – это сокращение избыточности хранимых данных, а следовательно, экономия объема используемой памяти, уменьшение затрат на многократные операции, устранение возможности возникновения противоречий из-за хранения в разных местах сведений об одном и том же объекте, увеличение степени достоверности информации и увеличение скорости обработки информации; излишнее количество внутренних промежуточных документов, различных журналов, папок, заявлений и т.д., повторное внесение одной и той же информации в различные промежуточные документы.

Также значительно сокращает время автоматический поиск информации, который производится из специальных  экранных форм, в которых указываются параметры поиска объекта. Сотруднику необходимо только выбрать из списка соответствующий тип документа, сформировать документ и отправить документ на печать.

Создание автоматизированной системы позволяет учесть все особенности образовательного учреждения.

Информационная система школы должна предоставлять руководителям и специалистам динамичное информационное сопровождение для проведения анализа складывающихся ситуаций, моделирования прогнозируемых процессов для принятия обоснованных как оперативных, так и тактических решений на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Автоматизированное рабочее место учителя (стр. 1 из 2)

Курсовая работа

Тема: Автоматизированное рабочее место учителя

Оглавление

1. Обзор предметной области

2.1.Анализ реквизитов документов.

3. Структура базы

3.1 Концептуальная схема

3.2 Логическая схема

3.3 Выбор СУБД

3.4 Использованные допущения

4. Ограничение целостности

4.1 Ограничение целостности объектов

4.2 Ограничение целостности связей

Карточка ученика

Бланк Тестирования

Классный журнал

4.3 Ограничение целостности приложений

Ученик

Тест

Классный журнал

5. Диалог пользователя с АРМ

Пункт меню «Файл»

Пункт меню «Тест»

Пункт меню «Результат»

Пункт меню «Печать»

Пункт меню «Помощь»

Заключение

Список литературы

Программа предназначена в первую очередь для учебных заведений средней школы. Так же может использоваться при приеме вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, хотя на это программа не претендует. Она позволяет значительно упростить и автоматизировать работу учителя при проведении каких-либо контрольных работ и проверке. Программа позволяет свести различные виды проверочных работ, от контрольных до экзаменов, к форме простого тестирования.

Кроме того значительно упрощается регистрация и учет оценок учащихся он происходит полностью в автоматическом режиме. На мой взгляд эта сфера человеческой деятельности, в плане автоматизации, еще достаточно не исследована. Программа не может претендовать на место учителя, но она способна, в отличии от учителя объективно оценивать знания, не опираясь на личные качества учащихся[1].

Тест

Ученик

Классный журнал

Программа написана на языке программирования BorlandTurboPascal 7.0, в ближайшее время (после окончания ссесии) планируется выпуск новой версии программы для Microsoft® Windows© которая уже будет написана, естественно на BorlandDelphi 3, в применением встроенного средства DataBaseDesktop — мощного средства работы с базами данных. Этот выбор обусловлен прежде всего тем, что Dilphi является довольно известным средством разработки приложений для Windows©95. Кроме того я его изучаю в настоящее время и мне он кажется мощной и, одновременно, простой средой.

Выбор языка программирования программы для DOS обусловлен также распространенностью, удобством, простотой и мощью языка. Он одинаково легок как для написания интерфейса программы, так и для работы с базой данных[2]

В программе использованы следующие допущения:

1. Ученик может писать любое количество тестов. Человек может написать тест по математике, географии и, скажем, биологии. В тоже время ученик может и переписать тест, но предыдущий результат при этом не аннулируется.

2. У каждого бланка тестирования может быть только один автор, иначе говоря, бланк тестирования может быть заполнен только одним человеком.

3. О результате каждого тестирования может быть сделана только одна запись в классный журнал.

4. Каждая запись в журнале характеризует результат одного уникального тестирования, некоторого уникального человека.

5. Каждый человек может иметь любое количество записей в журнале. Но эти записи в журнале не могут повторятся и имеют свой уникальный номер (в соответствии с пунктами 1 и 3).

6. Каждый ученик имеет один журнал, в то время как один классный журнал может иметь много, внесенных в него, учащихся.

Ученик: все у ученика, в его личной карточке должно быть заполнено, за исключением, возможно, графы «телефон». У человека может не быть телефона, но как вы понимаете, должны быть Имя, Фамилия, Отчество, Класс и Буква класса (так как человек, все таки, учится в школе). Поле «телефон» должно оставаться пустым если у ученика нет телефона. Номер ученику присваивается автоматически и предназначен для того, чтобы избежать возникновения двух «одинаковых» людей и для удобства проведения связей между таблицами данных.

Тестирование также должно иметь все атрибуты. Тесту автоматически присваивается порядковый номер, его пишет совершенно определенный человек по какому-то, вполне определенному предмету. При этом он может конечно не набрать ни одного балла, но это означает что в этой графе будет стоять «0». Оценка должна быть выставлена в соответствии с полученным результатом[3].

В записях классного журнала должны быть заполнены все строчки, так как номер записи в журнале у данного ученика присваивается автоматически, номер ученика необходим для определения личности человека писавшего тест. «Предмет», «Дата» и «Оценка» могли бы и отсутствовать в данной таблице, но используются для удобства учителей, в конечном итоге получающих результаты тестирования.

Для обеспечения безопасности программы и устранения возможных ошибок пользователей ввод основных ключей, таких как номер учащегося, номер теста и номер учащегося в журнале производится автоматически. Пользователь в этих операциях не участвует.

Карточка ученика

Карточка ученика является основной базой данных для программы и поэтому здесь все может быть уникальным. Все связи зависят от карточки, а не наоборот.

Бланк Тестирования

1. «Номер» в бланке тестирования присваивается каждому тесту автоматически. Он должен быть положительным целым числом для удобства учета .

2. «Дата тестирования», также устанавливается автоматически, она берется с системного таймера компьютера в момент начала тестирования

3. «Фамилия», «Имя» и «Отчество» учащегося должны быть из числа перечисленных в карточках ученика. Длинна каждого из них не должна превышать 25 символов. Это необходимо для удобства вывода информации на экран и принтер, а так же из объективных предположений что нет имен длинной больше 25 символов.

4. «Балл» — это количество правильных ответов в тесте. Так как в каждом тесте предусмотрено 20 вопросов, то балл не может быть больше 20, в то же время балл не может быть меньше 0 и дробным.

5. «Оценка» — ставиться из расчета 20-16 правильных ответов — 5; 12-15 — 4; 8-11 — 3; 4-7 — 2; все что ниже — 1. Следовательно оценка может быть только одной из этих 5 чисел. Она также выставляется автоматически и пользователь не имеет на нее влияния.

6. «Буква класса» — введена для удобства работы с базой данных. В дальнейшем она вместе с «Классом» образуют одну переменную «Буква+Класс». Они также должны быть из множества приведенных в карточках учеников, а также непосредственно проверяется: 1<класс<11, «А»<буква<«Я».

7. «Предмет» должен быть из числа описанных в программе, иначе выдается сообщение об отсутствии теста по данному предмету.

Классный журнал

Журнал ведется автоматически без участия пользователя, он предназначен лишь для контроля и анализа полученных результатов тестирования.

1. Порядковый «Номер» ученика в журнале присваивается автоматически, предварительно отсортировав их в алфавитном порядке, эти номера не являются жестко фиксированными и могут автоматически меняться при поступлении новых учеников в класс.


Смотрите также